Законы композиции
Важнейшие законы композиции – это законы цельности, соподчинения и равновесия. Цельной называют такую композицию, в которой все элементы связаны и соподчинены между собой. Под соподчинением понимается соответствие всех средств одному замыслу. Равновесная композиция характеризуется гармоничным, равновесным сочетанием элементов.
Цельность
Соблюдение закона цельности обеспечивает восприятие произведения как единого целого, в котором ни один из элементов не выглядит чужеродным. При этом композиция и является той системой, в которой благодаря наличию внутренних связей объединяются в неделимое целое все элементы форм и содержаний. В композиции гармонично упорядоченными становятся все её элементы. Одновременно должна соблюдаться и целостность формы, и целостность между её элементами.
Целостная композиция характеризуется органичным объединением главных и вспомогательных её компонентов. В качестве сравнения можно привести такую песню, где голос певца и мелодия, извлекаемая одновременно из нескольких инструментов, звучат как единое целое. Главным элементом композиции здесь будет выступать голос, т.к. благодаря ему выражается сама суть песни. Инструментальная музыка же задаёт настроение, поддерживает ритм, а порой и высказывает этническую принадлежность. И однако же композиция разрушится, если даже один из инструментов будет задавать не ту громкость, тональность или ритм.
Можно представить себе, как весь оркестр играет одну мелодию, но при этом какой-либо из музыкантов вдруг решает исполнить другую. Печальные слова, наложенные на беззаботную мелодию, не станут призывом всерьёз задуматься над смыслом песни. Приведённые примеры наглядно показывают важность объединения элементов в единое целое. А именно это и подразумевается под композиционной «целостностью». Итак, признаками целостной композиции являются:
1. Связь всех её элементов и их взаимная согласованность.
Чтобы достигнуть этого эффекта, необходимо при составлении композиции следить за тем, насколько органично её компоненты смотрятся вместе, и нет ли ощущения их оторванности друг от друга.
2. Неделимость композиции, т.е. невозможность смотреть на неё как на совокупность отдельных элементов.
В основе неделимости лежит конструктивная идея.
Равновесие
Композиция называется равновесной, если все её компоненты находятся в балансе между собой. Зрительно уравновешенность элементов воспринимается как устойчивость. Пятна цвета и объёмы должны распределяться вокруг центра так, чтобы создавалось ясное впечатление устойчивости.
Равновесие бывает статическим и динамическим. О статическом равновесии говорят, если части композиции сбалансированы между собой таким образом, что вызывают ощущение зыбкой неподвижности. Композиция из элементов в состоянии динамического равновесия, напротив, производит впечатление движения.
Соподчинение
Соподчинение – это установление иерархических отношений между композиционным центром – доминантой – и остальными элементами. При этом последние должны не только играть второстепенную роль по сравнению с доминантой, но и усиливать её.
Выделяются доминанты первого и второго порядка (акценты). Если в композиции присутствуют элементы двух уровней - доминанта и элементы второго плана, либо домината и акцент, - то такая иерархия называется двухуровневой. Соответственно, в трёхуровневой иерархии будут присутствовать, к примеру, доминанта, акцент и элементы второго плана.
Для придания одному из элементов композиции статуса доминанты используются следующие приёмы:
1. Придание другого размера в сравнении с остальными компонентами.
2. Обособление на плоскости - организация вокруг элемента незанятого пространства, в то время как все другие сближаются.
3. Направление в сторону элемента силовых линий, идущих от второстепенных компонент.
4. Придание особенной формы.
5. Придание особенной фактуры.
6. Выделение контрастным цветом – ярким оттенком среди нейтральных, тёплым цветом среди холодных, тёмным среди светлых, хроматическим среди ахроматических, и тому подобное.
7. Выполнение более тщательной проработки главного элемента по сравнению со второстепенными.
8. Работа с освещённостью элемента.
Законы композиции включают многочисленные правила относительно сюжетно-композиционного центра, восприятия объектов изображения, расположения основного на заднем плане, портретного изображения головы или фигуры, а также параллельности, ритма, симметрии и асимметрии. К композиционным приёмам относятся приёмы диагональных направлений, пространства, вертикали и горизонтали, передачи впечатления монументальности, и т.д.
Японский сад. Создан по законам композиции.
|
Рисунок ученика Детской Художественной школы г. Назарова.
|
Учебник "Основы композиции".
|