Медея
На греческом medea — "храбрость". Медея в древнегреческой мифологии - дочь царя Колхиды - Ээта, возлюбленная аргонавта Ясона, племянница Цирцеи, внучка бога Гелиоса, жрица (в некоторых вариантах - дочь) Гекаты.
Миф.
Легенда о золотом руне повествует о путешествии аргонавтов, о любви Медеи к Ясону и их испытаниях. Когда аргонавты прибыли в Колхиду, Медея по воле богов воспылала большой страстью к Ясону. В дальнейшем она помогала Ясону перенести тяжесть испытаний, насланных Ээтом. Им удалось усыпить дракона, охранявшего золотое руно, а затем они пустились в бегство из Колхиды на корабле Ясона. Ээт в гневе вел преследование беглецов.
Чтобы преградить путь отцу, Медея совершает убийство своего младшего брата Апсирта и разбрасывает его останки по морю. Ээт вынужден был прекратить погоню и собрать останки сына. Преследователи настигли влюбленных на острове феаков, где Ясон и Медея заключили брак. Произошедшее событие давало царю феаков Алкиною законное право отказать Ээту в выдаче Медеи. Медея поплыла на родину Ясона, где они объединились с мужем в мести против узурпатора Пелия, который убил отца и брата Ясона. По убеждению Медеи дочери Пелия разрубили тело своего отца, чтобы омолодить его, а затем волшебный ритуал должен был воскресить Пелия. За то, что устроила Медея, ее изгнали из страны вместе с Ясоном.
В Коринфе Ясон и Медея находят прибежище у царя Креонта, где Медея становится матерью двоих сыновей. Ясон намерен жениться на дочери царя Креонта, за что Медея посылает ей одежду, пропитанную ядом. Креуса была обречена на погибель, и сгорела вместе с отцом, который намеревался спасти ее. Медея не останавливается в мести и, все еще в гневе на Ясона, убивает сыновей, а затем улетает от него на колеснице с драконами.
Сюжет в обработке Еврипида приобрел невероятную популярность. По предпочтению драматурга убийство детей Медеей было психологически мотивировано. Еврипид стремился показать, что Медея не являлась сумасшедшей или варваром, но избрала убийство, так как это было наилучшим способом затронуть сердце Ясона, причинив ему боль. Медея сбегает от Ясона в Фивы, исцеляет там Геракла (состоявшего в команде аргонавтов), и в благодарность ей Геракл разрешает Медее остаться в городе. Но жители города не потерпели волшебницу и убийцу, и выгнали ее за пределы Фивов. Когда Медея прибывает в Афины, она становится женой Эгея, от которого у нее рождается сын Мед. В Афинах появляется Тесей (сын Эгея и Эфры), и Медея пытается отравить его, чтобы он не унаследовал имущество Эгея, которое могло принадлежать ее сыну. Эгей узнал в пришельце своего сына, и Медея вынуждена покинуть Афины.
Медея возвращается в Колхиду на упряжке драконов. По одной версии, из Афин ее изгнала жрица Артемиды, уличив ее как колдунью. На пути домой Медея освобождает город Абсориду от змей. В своей стране она узнает, что ее отец утратил власть из-за своего брата Перса.
Волшебница быстро справляется с возникшей ситуацией, совершив убийство родного дяди руками сына Меда. Царство Ээта восстановилось, во главе которого был поставлен Мед. В дальнейшем Мед захватывает значительную часть Азии. По другой версии, будучи уличенной в злом умысле против Тесея, Медея пустилась в бегство из Афин вместе с сыном Медом пришла в страну Ария, назвав ее жителей медами, по имени сына. По некоторым источникам, Медея отправилась на "острова блаженных", где заключила брак с Ахиллом.
Толкование образа.
Мифы, посвященные яркому персонажу, Ясону, неразрывны с образом Медеи. В соответствии с одной из концепций, специалисты рассматривали главных героев в качестве мифологического пласта, который состоял в числе легенд, повествующих об эллинах далекой эпохи, еще до Троянской войны. В мифах о Ясоне отображены догреческие пеласгические культуры Анатолии, Эгейского побережья и материковой Греции. Ясон, Геракл, Тесей, Персей - образы, оказавшиеся на границе мира шаманов, божеств земли, и наступающим бронзовым веком. Такие качества Медеи, как способность давать жизнь мертвым, путешествовать по небесам, и прочее, дают основание думать, что изначально Медея считалась богиней. В ее образе произошло слияние нескольких характеристик:
- солнечная богиня Колхиды;
- колдунья фессалийских сказок;
- героиня коринфского эпоса, выходец из Коринфа.
Образ Медеи в искусстве.
В литературе Медея - действующее лицо в трагедиях Софокла "Колхидянки", "Зельекопы", "Скифы", Еврипида "Медея", "Эгей", Сенеки "Медея". Трагедии с участием ее образа писали Меланфий, Феодорид, Антифрон, Диоген Синопский, Неофрон Сикионский, Дикеоген, Морсим, Еврипид Младший, Каркин Младший и другие. По мотивам легенд создано большое количество произведений - Ф.В. Готтера, Ф.М. Клингера, Катюль Мендеса, Людмилы Улицкой.
В музыке под авторством Франческо Кавалли была создана опера "Ясон" (1649); трагедия в музыке "Медея" Марка-Антуана Шарпантье (1693); мелодрама "Медея" Георга Бенда (1775); опера "Медея" Луиджи Керубини (1797); "Медея" Саверио Меркаданте и другие музыкальные произведения.
В живописи известны картины Пуссена, Гверчино, Веронезе, Ванлоо, Г. Моро. Делакруа создает композицию "Медея убивает своих детей"; Альфонс Муха является автором плаката "Медея", на котором разворачивается одна из сцен трагедии Катюля Мендеса.
Медея и Ясон. Маккъетти Джироламо.
|
Медея убивает одного из своих сыновей. 330 г. до н.э. Лувр. |
Медея. Эжен Делакруа. 1862 г.
|