Обратная перспектива
"Рerspicio"(лат.) - в переводе означает "ясно вижу".
Методы построения трехмерного пространства и воспроизведения объема, которые заключаются в делении пространства на самостоятельные зоны, а также растягиванием изображения на плоскости, представление его в обзоре с нескольких точек зрения, увеличении размеров объекта с его удалением с переднего плана.
В другом значении "Обратная перспектива" - линии, приближенные к горизонту, изображенные сходящимися в линейной перспективе и расходящимися в обратной. Перспективные элементы, если смотреть на них с точки зрения обратной перспективы, расположены по-отдельности и не сообразуются в единой геометрической схеме.
Обратная перспектива - востребованный прием для реализации задачи изображения невидимого содержания в зримой, но лишенной материального воплощения форме. Обратная перспектива берет начало в искусстве средневековья и поздней древности, представленная в виде икон, миниатюр, фресок, мозаики, как в западноевропейских, так и в византийских странах.
Изображение в обратной перспективе увеличивает предмет при его удалении от зрителя, как-будто линии сходятся не на горизонте, а внутри самого наблюдателя.
Обратная перспектива - способ подачи целостного символического пространства, ориентированного на зрителя, которое подразумевает его связь с миром символов. Таким образом, обратная перспектива способствует реализации воплощения сверхчувственного содержания, в форме, доступной для визуального восприятия, но лишенной физических характеристик. В стандартных условиях глаз человека видит изображение в прямой, а не обратной перспективе, поэтому явление обратной перспективы интересовало многих специалистов.
Одной из причин появления обратной перспективы, по мнению критиков, был недостаточный профессионализм художников, чтобы подать мир в таком виде, каким он является в глазах наблюдателя. Поэтому систему перспективы такого типа рассматривали, как неверный прием. Но назвать ее ложной было бы некорректно, учитывая ее строгое логическое описание и математическую равноценность. Время ее возникновения - период позднего античного и средневекового искусства (икона, миниатюра, мозаика, фреска), как в странах Западной Европы, так и в византийских странах. В 20 веке усилился интерес к обратной перспективе и практике изобразительного искусства, обусловленный интересом к символизму и художественному наследию средневековья.
Обратная перспектива. А. Сорокин.
|
Построение обратной перспективы.
|
Обратная перспектива в иконописи.
|