Мадригал
(Взято от итальянского madrigale; от латинского matricale, что значит "песня на родном языке".)
1) По одной из версий, мадригал - это "пастушеская песня" эротического содержания. Мадригал со временем претерпевал изменения и уподобился эпиграмме.
Мадригал - жанр многоголосой хоровой музыки; музыкально-поэтическое произведение (лирического содержания, посвященное любовной тематике); ранний мадригал средневековья (Франческо Ландино, Якопо да Болонья) - двух- или трехголосовая композиция, в которой задействованы приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение выполняло функцию поддержания голосов или применялось как интермедии-"отыгрыши". Обычно мадригал формировался "строфически", но в обязательном порядке имел завершающий "ритурнель", в котором открывался новый музыкальный материал.
Развитие мадригала происходит в эпоху Раннего Возрождения (14 в.) в поэзии Ф. Петрарки, Франко Саккетти, Дж. Боккаччо, в музыке Ф. Ландини, П. Казелла (песня на основе двух или трех голосов). В век Позднего Ренессанса (16 в.) развивается направление мадригала - многоголосная вокальная поэма, состоящая из 4 или 5 голосов с неограниченным выбором поэтической формы. До достижения своей развитой форме мадригал претерпел влияние фроттолы. Мадригал причислен к наивысшим достижениям современной музыки. Мадригал эпохи ренессанса, как и прежде, состоит из 4, 5 или 6 голосов, но в нем более, чем достаточно, было выражено гомофонное (аккордовое) начало. Жанр совершенствовался, двигаясь от простых хоров Якоба Аркадельта к сложным по своей фактуре и обогащенным чувствами форм в произведениях Луки Маренцио, Клаудио Монтеверди, Карло Джезуальдо.
Мадригал снискал широкую популярность в Италии и других западноевропейских странах. Авторами мадригалов были Палестрина, Аркальдельт, Орацио Векки, Лука Маренцио, Монтеверди и другие. Модифицированный дополнением arioso, мадригал приобрел статус, предшествующий опере. Инструментальные сочинения, по своей структуре сообразующиеся с мадригалом, а также переведение мадригала на инструменты, имело название Fantasia, Ricercare, Toccata. Madrigalone - большой мадригал, Madrigaletto - маленький. Английский мадригал получает развитие в более позднем периоде (Томас Морли, Уильям Бёрд). Французский шансон (Клеман Жанекен) - аналог мадригала, отличающийся массовым применением изобразительных и звукоподражательных методов. В немецком искусстве мадригал или многоголосная песня, не была настолько распространена, как в других странах, и настоящие мастера жанра - не германского происхождения (Орландо Лассо, Голландия; Якоб Реньяр, Фламандия).
2) Мадригал в литературе
Лирическое произведение в стихотворной форме с виртуозно переплетающейся рифмой, имеющее схожесть с сонетом, шутливого или нравоучительного содержания. В позднем значении - остроумный комплимент в стихотворной форме, который может быть иронического характера, предназначенный для дам.
Мадригал появляется у итальянцев в период Ренессанса и переходит в испанскую и итальянскую литературу, а на рубеже 18-19 столетий - в русскую, как жанр альбомной поэзии.
Мадригал уместен только при легком увлечении. Он лаконичный и немногословный, состоящий, как правило, не более, чем из двенадцати строк. Он не преследует искренность, важно, чтобы он был произнесен и адресован кокетке, несмотря на его преувеличенное содержание. Ей лестны комплименты, которые всерьез она не принимает. Элегия - совсем другое направление, там поток истинной тоски и грусти, которые тоже могут быть преувеличены. Мадригал нуждается в гиперболе и остроумии, шутливой трактовке с небольшой каплей грусти. Исходя из этого, автор не претендует на взаимопонимание, предусматривая себя недостойным ее внимания. Так сказать, светское кокетство, игра в любовь. А.С. Пушкин расценивал мадригал, как низкий жанр, порой - опошленный: в его годы почти в каждом дамском альбоме было по дюжине мадригалов.
Мадригалы в русской поэзии представлены творчеством И.И. Дмитриева, А.П. Сумарокова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова. Вместо реальных адресатов в них проставлялись имена условно-поэтические: Селина, Лаиса, Лила и подобные. Зачастую форма мадригала имеет пародийное переосмысление, и таким определением жанра обозначалась эпиграмма. Мадригалом также называют магистральный сонет венка сонетов в архитектонической форме поэмы, состоящей из 15 сонетов.
Мадригал. Ноты.
|
Мадригалы. Франческо Петрарка.
|
Исполнители мадригалов.
|