Архитектура эпохи «Русского Барокко»
Барочный характер церквей, расположенных в Перове и Дубровицах не подвергается сомнениям. Тектоническая образность этих строений, даже невзирая на долю внешней схожести их с, так называемыми, «нарышкинскими» храмами, базируется на иных, абсолютно противоположных принципах. Так, к примеру, восьмерик перовского храма вполне возможно назвать европейским термином «октагон», который обозначает определенный тип центрического здания, имеющего восемь полукруглых выступов.
Распространение на территории восточной Европы центрического типа церквей (октагонов, ротонд) историки и искусствоведы связывают с воздействием южно-германской и итальянской архитектуры. В качестве доказательства этого явления приводят факты сопротивления традиционного православия распространению католицизма, которое ассоциируется в архитектурном искусстве со стилем иезуитов и базиликальными типами храмов.
Весьма интересен тот факт, что российские церкви барочного типа подвергались переоборудованию, в процессе которого закрывались все имеющиеся в храме двери, за исключением западного входа, при этом, восточная часть постройки зачастую перегораживали стеной иконостаса. Таким образом, барочность внутреннего пространства церквей попросту исчезала, интерьер напоминал базиликальный тип в исконно православной редакции.
Архитектуру «петровского барокко» первой четверти XVIII века нельзя назвать барочной, зачастую она была ориентирована на северные страны (Данию, Голландию, Англию и т.п) Итальянский элемент стиля «петровского барокко» даже в творчестве Трезини практически не наблюдается. Кратковременное пребывание великих итальянских архитекторов (Миккети прожил в Петербурге около 5-ти лет, Г. Кьявери – прожил и проработал в России около 10-ти лет) вероятно, было недостаточным для того, чтобы на берегах Невы воцарилось подлинное итальянское барокко.
Немного позже, благодаря творчеству Чевакинского С. И. и Растрелли Ф. Б. (мл) в Санкт-Петербурге и деятельности Ухтомского Д. В. в Москве, примерно к середине XVIII века основные стилистические принципы западноевропейского барокко и российского ренессанса практически исчезли из архитектуры. Взамен этого, на территории Российского государства начал активно формироваться оригинальный национальный художественный стиль с небольшими вкраплениями элементов классицизма
Чевакинский С.И.
|
Никольский морской собор. Архитектор С. И. Чевакинский.
|
Здание в стиле Барокко. Архитектор Чевакинский С. И.
|