Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Пергамский алтарь

Пергамский алтарьГрандиозный мраморный алтарь, посвященный Зевсу и Афине, был построен в царствование Евмена II в знак благодарности богам за оказанную помощь пергамцам в тяжких битвах с галатами, соседними малоазийскими племенами. Это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины.

Постройка состояла из поднятого на пятиступенчатом фундаменте цоколя, в западной стороне которого была врезана открытая лестница шириной 20 м. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем — алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36?34 м. покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м. высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м. и длиною в 120 м. покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Зубчатый карниз завершал верхний край фриза. Сюжетом для изображений на фризе послужила традиционная тема греческого классического искусства — сражение богов с гигантами (гигантомахия). Небольшой мраморный фриз на внутренних стенах алтарного дворика был посвящен жизни и деяниям Телефа — легендарного основателя Пергама. Пергамские властители почитали его как своего родоначальника.

Карл ГуманС 1878 по 1886 год на Пергамском акрополе велись раскопки по инициативе Берлинских музеев. Открытие алтаря принадлежит немецкому инженеру Карлу Гуману (1839—1896 г.), строившему по поручению турецкого правительства дороги и мосты в Малой Азии. Ему удалось добиться от турецких властей принятия мер по охране акрополя и разрешение на проведение археологических изысканий. В течение двух сезонов (1878—1879 г.) алтарь был раскопан, от него на месте уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Но среди развалин, в куче земли и обломков, были найдены многочисленные части здания: колонны, их базы и капители, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения большого и малого фризов алтаря. После доставки найденных при раскопках предметов в Берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений. Многолетняя работа немецких ученых увенчалась блестящим успехом. В специально построенном здании Пергамского музея была воссоздана западная сторона алтаря — с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом. Плиты фриза других сторон алтаря были размещены в том же зале возле стен.

Алтарь в целом представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы. Скульптурный наружный фриз являлся органической неотъемлемой частью здания: невозможно вообразить фриз в отрыве от алтаря и алтарь без фриза, главной его художественной ценности. Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост. Композиция фриза состоит из множества фигур, построенных в группы борющихся противников. Движения их направлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания.

Фриза Пергамского алтаря (фрагмент)Легенда рассказывает, как гиганты, сыновья богини земли Геи, решились однажды напасть на Олимп и свергнуть власть богов. По предсказанию оракула, в этой борьбе боги могли бы победить только в том случае, если бы на их стороне выступил смертный человек. Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены, призван к участию в битве. Надпись, сохранившаяся на карнизе фриза, и фрагмент львиной шкуры, непременный атрибут Геракла, свидетельствуют о том, что изображение героя, ныне утраченное, находилось рядом со скульптурной группой Зевса. Расположение богов на фризе должно было подчиняться определенному генеалогическому принципу, поэтому следующей фигурой за Зевсом в иерархии богов помещалась Афина, его дочь. Надпись на карнизе сообщает нам ее имя. Богиня одета в широкий пеплос, подпоясанный двумя змеями. Амулет с головой Медузы Горгоны, отгоняющий злые силы, помещен на левой груди Афины. Вооруженная большим круглым щитом, она держит его так, что нам видна его внутренняя сторона. Богиня вступила в борьбу с крылатым гигантом — Алкионеем, схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Мучимый нестерпимой болью, юноша протягивает левую руку и левую ногу навстречу матери, Гее. Глазами, полными скорби, умоляет она Афину пощадить любимого сына. Но змея уже впилась своими смертоносными зубами в тело гиганта, а к Афине уже летит богиня победы Ника и венчает ее лавровым венком.

Пергамский алтарь (план здания)Борьба в каждой группе сражающихся богов и гигантов достигает наивысшего напряжения, разворачивая перед зрителем все оттенки страдания. Сочетание физической боли, так правдиво переданной, с глубоким моральным страданием запечатлено в пластике лиц, поз, движений, жестов. Лицо юного Алкионея, терзаемого Афиной и ее змеей, прекрасно, жгучая боль не искажает благородных черт, в которых читается тоска раннего расставания с жизнью; тело сохраняет пластичность мышц и гармонию движений даже в момент падения.

Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря. Создатели алтаря как будто стремились придать картине единоборства богов и гигантов вселенский характер, на всем протяжении фриза не остается ни одного отрезка скульптурного пространства, не вовлеченного в активное действие ожесточенной борьбы.

Алтарь с его прославленным фризом явился памятником независимости Пергама. Но пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством.

Пергамский алтарь (фрагмент)
Пергамский алтарь. Фрагмент.

Пергамский алтарь (фрагмент)
Пергамский алтарь. Фрагмент.

Пергамский алтарь
Пергамский алтарь.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".