Остроумова-Лебедева Анна Петровна
(5 мая 1871 г., Петербург — 5 мая 1955 г., Ленинград)
Художница, живописец и гравер, представительница русского модерна, мастер видовой гравюры. Годы жизни - 05.05.1871 - 05.05.1955. Родилась в Петербурге. Окончила гимназию и училище Штиглица, в 1892 - 1900 г. - обучалась в Академии художеств, окончила курс гравюры В.В. Матэ и живописи И.Е. Репина.
Перед тем, как стать выпускницей Академии художеств, 1898 и 1899 г. провела в Париже, где обучалась у Д. Уистлера и училась искусству японской и западноевропейской гравюры.
Начиная с 1900 г. ее работы принимали участие в выставках России и за границей.
Известны пейзажи Анны Петровны в форме черно-белой и цветной ксилографии, воспетые в поэзии: "Зимка", "Луна", "Финские озера", "Лев и Крепость", "Ростральная колонна", "Мойка ночью", "Набережная Невы", "Павловск. Эстрада", "Сломанная ель" и другие гравюры.
Следующими стали превосходные образы Петербурга, Павловкса, Детского села, поданные в виде ксилографии трех и четырех цветов: "Мост с центаврами", "Цепной мост", "Перспектива Царского Села", "Колонны Казанского собора", "Сальный буян", "Ростральная колонна. Биржа", "Адмиралтейство под снегом", "Крюков канал" и другие.
Имеются у Остроумовой-Лебедевой и изображения различных городов и местностей, в том числе, "Фиезоле", "Венеция", "Тиволи", "Венеция ночью". Среди акварелей: "Амстердам", "Каркассон. Развалины замка", "Венеция. Голубые столбы". Наиболее полная серия произведений Остроумовой-Лебедевой представлена в двух музеях изобразительных искусств России и Третьяковской галерее, нескольких музеях стран СНГ, в музеях за границей (Национальный музей Рима, Британский музей в Лондоне, музеи Венеции, Праги, Чикаго и других городов), в коллекциях частных лиц.
Вклад А.П. Остроумовой-Лебедевой в историю русского искусства состоял в новом открытии художественного потенциала оригинальной черной деревянной гравюры, в конце 19 столетия приобретшей статус репродукционной, именно в результате ее стараний получила развитие цветная гравюра на дереве, были преподнесены в другом свете произведения акварелью, от которых она перешла к живописи маслом.
Художественная и педагогическая деятельность Остроумовой-Лебедевой продолжалась после революционного периода. Высказывания относительно ее искусства содержатся в трех изданиях ее "Автобиографических записок".
Экслибрис А.П. Остроумовой-Лебедевой. Д. Митрохин. 1924 г.
|
Александровский дворец в Детском Селе. А.П. Остроумова-Лебедева.
|
Цепной мост. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. 1903 г. Цветная ксилография.
|