Зимний дворец
Зимний дворец – памятник архитектуры, бывший дворец императоров, расположенный на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге. Выполнен в стиле елизаветинского барокко (XVIII в.).
История
С 1711по 1754 гг. в Петербурге было построено пять зимних дворцов. По закону, действовавшему в 1712 году, на том месте, где Пётр I пожелал возвести для себя дворец, не разрешалось строить людям, не имевшим морского чина. Поэтому право на строительство Зимнего дворца царь получил как «корабельный мастер Пётр Алексеев». На Зимней канавке он выстроил дворец из дерева, а другой дворец возвёл на месте нынешнего Эрмитажного театра. Работы по его реконструкции начались в 1716 году и длились три года, в результате чего из деревянного дворец превратился в каменный (архитектор – Г.И. Маттарнови). В 20-х годах XVIII в. его снова перестроили по проекту Д. Трезини, и после окончания работ в нём поселился Петр I. Здесь он и умер 28 января 1725 года.
Императрица Анна Иоанновна пожелала построить третий Зимний дворец, фасады которого были бы обращены на Дворцовую площадь и на Неву. В 1732 году работу над этим проектом начал Б.Ф. Растрелли, однако позже дворец подвергался многочисленным перестройкам.
Ещё один, четвёртый Зимний дворец, бывший временным, был возведён Растрелли в 1755 году. Он располагался на углу набережной Мойки и Невского проспекта и просуществовал до 1762 года. Пятый, ныне существующий Зимний дворец также строился Растрелли в период с 1754 по 1762 год. Его возвели на месте третьего дворца и выполнили в стиле Елизаветинского барокко.
Архитектура
Современное здание Зимнего дворца имеет прямоугольный план, тянется вдоль Невы. В длину имеет 210 м, в ширину – 175. Строение поделено более чем на тысячу помещений, располагает просторным внутренним двором. Главный фасад смотрит на Дворцовую площадь.
По центру здания находятся трёхпролётные въездные ворота, закрывающиеся на чугунные решётки. Парадные подъезды расположены в боковых ризалитах. Над центральным въездом можно видеть треугольный фронтон с вмонтированными часами с боем и бронзовыми скульптурами, изображающими Нептуна (римский бог моря) и его жену Салацию. Гармонично цветовое решение дворца: его светло-зелёные стены великолепно сочетаются с белоснежными колоннами. Колонны расположены в два яруса. Украшение окон составляют декоративные наличники и лепнина. Каменный парапет дворца заполняют многочисленные скульптурные изображения нимф, морских божеств, рыцарей, ваз. Главный вход фасада, выходящего на Неву, украшен колоннами, статуями, наличниками и вазами в верхней части.
В раннем варианте дворца парадные залы шли в две цепочки: одна по центру, другая вдоль Невы. В южной и западной его частях находились жилые комнаты и библиотека. Дворец располагал канцелярией, музеем, театром, двумя церквями, квартирами служащих (которых было около 4 тысяч) и огромным количеством жилых помещений. Была здесь и своя армия: гвардейские полки в качестве караульных и дворцовые гренадёры.
Особенно поражают убранством парадные залы Малый тронный, Гербовый, Георгиевский, Фельдмаршальский. Залы украшает позолоченная резьба, потрясающие предметы интерьера, вроде люстр, зеркал, канделябров, а также наборный узорный паркет. За историю существованию дворца интерьеры несколько раз подвергались изменениям. В работе над их созданием участвовали архитекторы Дж. Кваренги, А. Ринальди, И.Е. Старов, Ж.Б. Вален-Деламот. В XIX веке были задействованы О. Монферран, К.И. Росси.
Историческая судьба Зимнего дворца
На протяжении долгого времени дворец занимали российские императоры в качестве резиденции. Однако Александр III изменил этой традиции и переехал в Гатчину (поводом послужило убийство Александра II террористами). Николай II, вступив на престол в 1894 г. вернулся во дворец и переделал покои в бельэтаже (некогда принадлежавшие Николаю I) в стиле модерн. И тем не менее, в 1904 году императорская резиденция была снова перенесена – на этот раз в Царское Село.
Судьбу дворца коренным образом изменила революция 1917 года. В июле здесь разместилось Временное правительство, заняв покои Николая II. В ближайшее время все ценности и коллекции Эрмитажа переправили в Москву, спрятав в Кремле и Историческом музее. В ночь с 25 на 26 октября дворец захватили люмпены – солдаты, матросы и красногвардейцы. На протяжении трёх суток они грабили и разрушали дворцовую обстановку.
В 1918 г. большое количество дворцовых помещений было отдано под Музей революции. Последовала реконструкция интерьеров. Помимо Музея, дворцовыми залами пользовались общественные организации для проведения съездов и конференций. В итоге Музей был практически опустошён, сотни произведений искусства растянуты по квартирам советских руководителей различных рангов, а также по домам отдыха для чиновников и их семей. Затем помещения стали переходить в распоряжение Эрмитажа (с 1922 г.). В 20-30-х гг. в дворце проводилась перепланировка жилых и служебных комнат.
Серьезный ущерб был нанесён Зимнему дворцу и в годы Великой Отечественной войны. Малый тронный зал, часть Гербового зала, перекрытия Растреллиевской галереи, Иорданская лестница пострадали от снарядов и бомб. Чтобы впоследствии отреставрировать всё разрушенное понадобились колоссальные усилия, а сами работы заняли немало лет. Но в настоящее время Зимний дворец, перенеся все выпавшие на его долю потери и разрушения, является значительным архитектурным памятником, выполненным в стиле барокко. Он образует великолепный ансамбль с Дворцовой площадью и представляет собой один из наиболее посещаемых туристических объектов как на российском, так и на международном уровне.
Вид Зимнего дворца Петра I.
|
Вид Ротонды в Зимнем дворце.
|
Вид на Зимний дворец с Невы.
|