Мастерство
1) (относительно профессии или занятия)
Качества, необходимые с точки зрения специфики выполняемой работы, с учетом объема и технической сложности поставленных задач; уровня вольных действий; контроля исполнения работы; времени для анализа работы; профессиональных навыков и уровня образования. Ремесло, профессиональное умение. Владение профессией, специфическими навыками.
Примеры: ювелирное мастерство; его мастерство - ремонт сложной техники.
Если рассматривать термин "мастерство" относительно человека, то под ним следует понимать способности, полученные в процессе обучения и на практике. Способности подразумевают наличие одного или нескольких перечисленных пунктов: способность абстрактно мыслить и концентрировать внимание, ловкость рук, теоретические и практические знания, коммуникативные способности, социальные (лидерство, сочувствие, сотрудничество).
2) Исключительный талант, умение непревзойденного уровня в какой-нибудь сфере.
Примеры: образец героизма и военного мастерства; мастерство педагога; поэма, написанная с высоким мастерством.
3) (относительно искусства)
Высокая степень владения художественными выразительными средствами и техникой исполнения в определенном виде искусства. Для достижения настоящего мастерства необходимо специальное образование и упорное совершенствование профессионализма. Мастерство художника возрастает на протяжении всей его творческой деятельности.
Мастерство - многогранное понятие, объединяющее многие ценности. Теоретически изменение уровня мастерства находятся в прямой зависимости от способа определения данного понятия. При деквалификации используется техническое определение, или "объективное".
Аргументы в пользу совершенствования мастерства выражают его относительно формальной или официальной квалификации. Что касается социологии, то здесь термин используется с позиции объективных требований к выполнению работы. Пример истории искусства ремесленников - образцовый тест для анализа различных уровней мастерства. Другой смысл - качества, применяемые человеком в ходе выполнения работы, происхождение которых связано с индустриальной психологией. При этом определяется товарность и заменимость профессионалов на рынке труда.
Полученный опыт может до определенной степени зависеть от природных данных, хотя по мнению социологов, большая часть видов усваивается. Анализ изменений в характере понятия предполагал акт повышения и понижения высокоспециализированного мастерства. Такой же анализ проводится относительно заменяемых видов данного понятия, которые менее конкретизированы и менее специфичны, вследствие чего они могут выше оцениваться и иметь высокий статус.
Термин мастерства, "заключенного в человеке", имеет значение в анализе предполагаемого мастерства. Термин чаще всего имеет отношение к неосознанным и привычным навыкам, которые усваиваются на рабочем месте благодаря высокой осведомленности и повседневной практике. Такое явление не признано в рабочем статусе, но предприниматели используют его с целью функционирования производства и предоставления услуг. Понятие мастерства согласно социальной конструкции отличается той особенностью, что приведенные определения не всегда соответствуют реальной действительности. Некоторая работа требует высшего уровня мастерства в техническом или объективном понимании, но не имеет достойной оплаты на рынке труда.
Примером может служить женский труд. Работа может быть высокооплачиваемой и отличаться высоким статусом вследствие профсоюзных постановлений "разделяй и властвуй", запланированными предпринимателями относительно рабочих. При этом котировка работ не имеет большого сходства с фактическими особенностями в мастерстве. Таким же образом масса "полуквалифицированных" видов труда задействована на рабочих местах, не требующих обучения. Отсюда заключение о том, что рабочее место, как правило, требует более высокого мастерства, чтобы занимать желаемую должность, чем это необходимо для выполнения производственных задач.
Сапожное мастерство.
|
Книга "Бисер - уроки мастерства". Людмила Божко.
|
Книга "Секреты иконописного мастерства"
|