Зевс
Зевс (от греч. «zeos» - «светлые небеса») – в древнегреческой мифологии – имя верховного божества, властелина мира, бога небес, «громовержца». В мифологии римской Зевсу соответствовал Юпитер.
Отец Зевса – титан Кронос, мать – Рея. Зевс был их третьим сыном. Первых своих детей Кронос проглотил, т.к. согласно пророчеству он должен был принять смерть от руки сына. Однако родители Реи (Уран и Гея) посоветовали беременной дочери не отдавать Кроносу ребёнка, который вскоре появится. Рея отправилась на о. Крит, там родила Зевса, а когда пришло время нести младенца отцу, обернула пелёнками камень. Кронос подмены не заметил, и проглотил камень вместо сына.
Зевс остался на Крите и рос, воспитываемый нимфами Идой и Адрастеей. Няньки вскармливали его молоком Амалфеи – божественной козы. А чтобы Кронос не услышал плача младенца, юные полубоги-куреты громко били копьями о щиты.
Прошло время, и Зевс превратился в сильного мужчину. Метида (богиня мудрости, которая впоследствии станет его женой) приготовила особое зелье, которым они вдвоём с Зевсом опоили Кроноса, и тот исторгнул из своего чрева проглоченных детей. Вместе с зевсовыми братьями и сёстрами из утробы титана выскочил и камень, которым Рея когда-то заменила младенца. Этот камень Зевс установил неподалёку от Парнаса в знак того, что обман порой бывает благодетельным.
После этого Зевс вступил в войну с титанами – т.н. титаномахию. Война длилась десять лет, и вместе с Зевсом на титанов ополчились боги-олимпийцы – лагерь божеств, живших на горе Олимп. Им на помощь пришли также гекатонхейры (пятидесятиголовые сторукие великаны) и киклопы («циклопы»), выковавшие для Зевса его оружие – громы и молнии. Олимпийцы одержали победу, заключив титанов в преисподнюю. Но тогда Гея, мать титанов, пожалела сыновей и подослала других своих детей – гигантов – для продолжения войны. Это явилось началом гигантомахии, но и здесь победу одержал громовержец.
Зевс и его братья Посейдон и Аид поделили власть: Зевс стал владычествовать на небе, Посейдон – в море, а Аид – под землёй, в царстве мёртвых. Поначалу Зевс олицетворял обе стороны бытия – и светлую, и тёмную, т.е. господствовал не только над землёй, но и под ней. Он повелевал жизнью и смертью и судил мёртвых. Отсюда же и одно из известных имён Зевса – Хтоний (от слова «хтонический» - «подземный». В таком качестве его почитал коринфяне. Но в более поздних источниках Зевс стал фигурировать как олицетворение светлой стороны жизни.
В период патриархата Зевса помещают на гору Олимп, в результате чего он получает приставку к имени «Олимпийский» (или «Фессалийский»). Здесь он живёт со своей третьей женой Герой, детьми и родственниками. К этому времени относится расцвет искусств, ремесёл, науки и торговли на земле. Сам Зевс, его дети (Афина, Аполлон) и музы покровительствуют этим занятиям.
Считалось, что на Олимпе всегда царит лето, льётся свет солнца и никогда не бывает плохой погоды. Жителей земли мучают горе и несчастья, угнетают капризы природы, но на Олимпе – вечное спокойствие и благодать. Впрочем, иногда и между богами бывают ссоры и измены, не лишена их божественная жизнь и печалей, однако по большей части здесь царит благоденствие. Часто олимпийские божества устраивают пиры в золотых чертогах: за столом они пьют нектар, едят амброзию и решают судьбы мира. Основным святилищем Зевса являлась Олимпия, в которой находился легендарный храм и проводились посвящённые Зевсу Олимпийские игры.
Зевс покровительствует городской жизни и вообще всякой общности людей. Защищает тех, кого обижают. Он главный среди всех остальных богов, и те повинуются его воле. Изобретение общественного уклада жизни принадлежит также Зевсу Олимпийскому: он установил царскую власть, принёс законы, придал особый статус семье и дому, серьёзно относится к соблюдению традиций и обычаев. Можно сказать, что Зевс рассматривался как принцип жизни в целом. Он «всепородитель», «дарователь жизни», прародитель всех живых существ. В его же власти распределение добра и зла на земле. По некоторым версиям, он ассоциируется с судьбой, по другим – сам подневолен Мойрам (богиням судьбы). Он умеет предсказывать и посылает пророчества во сне или при помощи грома и молний.
Была у Зевса и своя атрибутика – скипетр, эгида (щит) и лабрис (двойной топор). Иногда к этим атрибутам добавлялся орёл.
Зевс является отцом многих героев – Геракла, Персея, Сарпедона, Диоскуры, - а также великих царей и мудрецов – Миноса, Эака и Радаманфа. Его сыновья являются проводниками его божественной воли и благих замыслов.
Зевс покровительствует тем героям, которые убивают хтонических чудовищ, и однако же ему ненавистен Арес – его сын, бог войны, который устраивает кровопролития ради собственного удовольствия.
В мифах, содержащих сведения о рождении героев, прослеживаются древние фетишистские мотивы. Так, к Данае Зевс является в виде золотого дождя, к Леде – лебедя, к Персефоне – змея, к Семеле приходит в грохоте грома и сверкании молний, похищение Европы учиняет, приняв вид быка. Мотивы зооморфизма можно увидеть также и в том, что своих любовниц Зевс обращает в животных, желая защитить их от праведного гнева супруги Геры: Каллисто сделал он медведицей, Ио превратил в корову.
Но Зевс не только является творцом людей и богов, он также и суровый каратель. От Зевса исходил приказ приковать к скале Прометея, который помог смертным вопреки воле громовержца. Зевс даже несколько раз уничтожал всё человечество, в надежде сотворить наконец идеального человека. Так, он устраивает на земле потоп, в результате которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион с женой Пиррой. Раз за разом Зевс пытается «насадить» новый, более совершенный род людей, изжив перед этим предыдущий. Троянская война – это тоже кара на головы нечестивых. Род атлантов был истреблён Зевсом за недостаточное почитание богов. Иногда он проклинает отдельных героев или даже ряд поколений (Сизиф, Тантал, Кадмиды, Атриды), которые впоследствии терпят страшные мучения. Отсюда и выражение «блюститель закона», сказанное Платоном в адрес верховного божества.
Таким образом, архаическому Зевсу становятся всё более присущи моральные черты, хоть для реализации своих принципов он и применяет силу. С рационалистической точки зрения, мифология Зевса Олимпийского – это отражение упрочнившегося патриархального владычества басилеев, в особенности микенских царей. Но как известно, их власть так и не приобрела статуса абсолютной централизованной силы, - то же находим и в мифе: Зевс на роль царя был избран другими божествами (по Гесиоду).
Храм Зевса в Афинах.
|
Зевс и Даная. Джованни Тьеполо. 1736 г.
|
Детство Зевса (Зевс питается молоком козы Амалфеи). Якоб Йорданс. Нидерланды (Фландрия).
|