Зернь
1) Элемент ювелирного изделия, небольшие золотые или серебряные зёрнышки (от 0,4 мм в диаметре), которые напаиваются на филигранный орнамент.
В художественном плане, присутствие зерни способно вызвать интересную игру света и тени, создать впечатляющий фактурный эффект, а также дополнительно оттенить орнаментальную ритмику. Украшение зернью практикуется с глубокой древности, она была известна мастерам Древней Греции, Междуречья, Кавказа. Наибольшую популярность завоевала в эпоху Средневековья, особенно на Руси. Зернь используется и в современном ювелирном искусстве.
2) Техника в ювелирном искусстве, которая подразумевает напаивание на изделие зёрнышек из золота и серебра.
Существует множество способов украшения зернью: из зёрнышек создают грозди и пирамидки, делают россыпь по всему орнаменту, целиком создают из зерни орнамент, окаймляют отдельные элементы изделия полосками.
Для изготовления и припаивания зерни требуются большое мастерство и выдержка. Немало зависит и от точности исполнения: чтобы изготовить множество шариков одного размера, нужно проволоки (одной длины и диаметра) разрезать на равные отрезки. Этот процесс ускоряется за счёт плотной обмотки проволоки вокруг цилиндрического стержня и последующего разрезания спирали. В результате получаются несомкнутые колечки одного размера, которые при помощи щипчиков раскладываются на куске древесного угля с небольшими углублениями в нём.
Затем на колечки направляют поток огня. Под воздействием температуры колечки превращаются в капли и стекают в углубления, где застывают и принимают форму шариков. Для получения очень большого количества зерён применяется иной способ: полученные после нарезки колечки или кусочки проволоки посыпают угольною пылью и осуществляют плавление в тигле. От техники зерни практически неотделима техника скани.
Самые разные виды зерни встречаются на образцах золотых и серебряных украшений XI-XII вв. В булгарской коллекции содержится височное кольцо из золота с «уточкой», бусины и подвески которого украшает орнамент из треугольников, выполненных из зерни тонкой работы. Шею и грудь «уточки» покрывает тонкая верёвочка скани.
Обнаруженный во Владимире клад содержал звёздчатые колты ХII в., выполненные из серебра и густо украшенные зернью. В ходе киевских раскопок были обнаружены датирующиеся ХII в. трёхбусинные височные кольца, декорированные сканым орнаментом.
И по сей день зернь является непременным элементом сканых изделий, выполненных согласно древним русским традициям.
Секрет техники невидимого припоя зерни и скани
Одна из главнейших задач, стоящих перед мастером-сканщиком – добиться чистоты припоя. Важно, чтобы рисунок сохранял чёткость, т.е. чтобы припой не заливал мелких деталей. Глядя на древние образцы изделий из зерни и скани, удивляет то, насколько незаметен на них припой. Создаётся впечатление, будто детали крепятся невидимым клеем. Поразительно чистыми являются и работы древнерусских мастеров. Вопрос о том, как достигается такой эффект, занимал умы многих учёных и мастеров в разных уголках мира.
Бенвенуто Челлини, выдающийся итальянский скульптор и мастер ювелирного дела XVI в. подробно рассматривает его в своём трактате, посвященном ювелирному ремеслу. Западноевропейские учёные неоднократно делали попытки добиться подобной чистоты работы, однако секрет ускользал.
Тайна была раскрыта советским профессором Ф.Я. Мишуковым, которому в результате опытных исследований удалось открыть средство припоя. Выяснилось, что средством припоя в древности являлась амальгама, в состав которой входили золото, серебро и ртуть. Процесс получения амальгамы подразумевал растирку расплющенных в листы золота и серебра с небольшой ртутной добавкой. Полученной смесью смазывали отдельные сканые детали и шарики зерни, а затем подвергали предмет сильному нагреванию. В процессе нагревания происходило испарение ртути, а детали в это время крепко соединялись между собой.
Ложные (литые) скань и зернь
Изготовление сканых украшений – кропотливая работа, которая требует большого мастерства и значительных временных затрат. Чтобы сделать процесс их изготовления более простым и быстрым, а сами изделия – более доступными, мастера XII-XIII в. придумали следующий способ: в сланцевых или известняковых формах отливались копии с оригинальных сканых изделий.
Литые украшения были очень похожи на драгоценные исходники, но отличались от них мене чётким рисунком.
3) (устар.) Зернью в старину называлась игра в кости. Выигрывал тот, кто нужной стороной бросал кости.
Умельцы могли каждый раз бросать их той стороной, какой это было необходимо. В армии эта азартная игра находилась под запретом, командирам приказывали подвергать наказанию тех, кто ею занимался. Только один раз, в 1667 году, в Сибири, зернь отдали на откуп вместе с картами.
4) (устар.) Зернью называли и сами кости, которые употреблялись для одноимённой игры (XVI -XVII вв.). На вид они представляли собой косточки небольшого размера с чёрной и белой сторонами.
Серьги "Русская скань". Монтировка, скань, зернь. Нейзильбер, кожа, нефрит. Высшая школа народных искусств.
|
Подвеска. Серебро, позолота, гранат. Глубокая гравировка, зернь. 1997 г.
|
Ожерелье с зернью.
|