Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Зернь

Серебряная пуговица с зернью1) Элемент ювелирного изделия, небольшие золотые или серебряные зёрнышки (от 0,4 мм в диаметре), которые напаиваются на филигранный орнамент.

В художественном плане, присутствие зерни способно вызвать интересную игру света и тени, создать впечатляющий фактурный эффект, а также дополнительно оттенить орнаментальную ритмику. Украшение зернью практикуется с глубокой древности, она была известна мастерам Древней Греции, Междуречья, Кавказа. Наибольшую популярность завоевала в эпоху Средневековья, особенно на Руси. Зернь используется и в современном ювелирном искусстве.

2) Техника в ювелирном искусстве, которая подразумевает напаивание на изделие зёрнышек из золота и серебра.

Существует множество способов украшения зернью: из зёрнышек создают грозди и пирамидки, делают россыпь по всему орнаменту, целиком создают из зерни орнамент, окаймляют отдельные элементы изделия полосками.

Для изготовления и припаивания зерни требуются большое мастерство и выдержка. Немало зависит и от точности исполнения: чтобы изготовить множество шариков одного размера, нужно проволоки (одной длины и диаметра) разрезать на равные отрезки. Этот процесс ускоряется за счёт плотной обмотки проволоки вокруг цилиндрического стержня и последующего разрезания спирали. В результате получаются несомкнутые колечки одного размера, которые при помощи щипчиков раскладываются на куске древесного угля с небольшими углублениями в нём.

Затем на колечки направляют поток огня. Под воздействием температуры колечки превращаются в капли и стекают в углубления, где застывают и принимают форму шариков. Для получения очень большого количества зерён применяется иной способ: полученные после нарезки колечки или кусочки проволоки посыпают угольною пылью и осуществляют плавление в тигле. От техники зерни практически неотделима техника скани.

Самые разные виды зерни встречаются на образцах золотых и серебряных украшений XI-XII вв. В булгарской коллекции содержится височное кольцо из золота с «уточкой», бусины и подвески которого украшает орнамент из треугольников, выполненных из зерни тонкой работы. Шею и грудь «уточки» покрывает тонкая верёвочка скани.

Игра в зерньОбнаруженный во Владимире клад содержал звёздчатые колты ХII в., выполненные из серебра и густо украшенные зернью. В ходе киевских раскопок были обнаружены датирующиеся ХII в. трёхбусинные височные кольца, декорированные сканым орнаментом.

И по сей день зернь является непременным элементом сканых изделий, выполненных согласно древним русским традициям.

Секрет техники невидимого припоя зерни и скани

Одна из главнейших задач, стоящих перед мастером-сканщиком – добиться чистоты припоя. Важно, чтобы рисунок сохранял чёткость, т.е. чтобы припой не заливал мелких деталей. Глядя на древние образцы изделий из зерни и скани, удивляет то, насколько незаметен на них припой. Создаётся впечатление, будто детали крепятся невидимым клеем. Поразительно чистыми являются и работы древнерусских мастеров. Вопрос о том, как достигается такой эффект, занимал умы многих учёных и мастеров в разных уголках мира.

Бенвенуто Челлини, выдающийся итальянский скульптор и мастер ювелирного дела XVI в. подробно рассматривает его в своём трактате, посвященном ювелирному ремеслу. Западноевропейские учёные неоднократно делали попытки добиться подобной чистоты работы, однако секрет ускользал.

Тайна была раскрыта советским профессором Ф.Я. Мишуковым, которому в результате опытных исследований удалось открыть средство припоя. Выяснилось, что средством припоя в древности являлась амальгама, в состав которой входили золото, серебро и ртуть. Процесс получения амальгамы подразумевал растирку расплющенных в листы золота и серебра с небольшой ртутной добавкой. Полученной смесью смазывали отдельные сканые детали и шарики зерни, а затем подвергали предмет сильному нагреванию. В процессе нагревания происходило испарение ртути, а детали в это время крепко соединялись между собой.

Ложные (литые) скань и зернь

Серьги Античные (золото, литье, зернь, гранаты)Изготовление сканых украшений – кропотливая работа, которая требует большого мастерства и значительных временных затрат. Чтобы сделать процесс их изготовления более простым и быстрым, а сами изделия – более доступными, мастера XII-XIII в. придумали следующий способ: в сланцевых или известняковых формах отливались копии с оригинальных сканых изделий.

Литые украшения были очень похожи на драгоценные исходники, но отличались от них мене чётким рисунком.

3) (устар.) Зернью в старину называлась игра в кости. Выигрывал тот, кто нужной стороной бросал кости.

Умельцы могли каждый раз бросать их той стороной, какой это было необходимо. В армии эта азартная игра находилась под запретом, командирам приказывали подвергать наказанию тех, кто ею занимался. Только один раз, в 1667 году, в Сибири, зернь отдали на откуп вместе с картами.

4) (устар.) Зернью называли и сами кости, которые употреблялись для одноимённой игры (XVI -XVII вв.). На вид они представляли собой косточки небольшого размера с чёрной и белой сторонами.

 


Серьги Русская скань
Серьги "Русская скань".
Монтировка, скань, зернь.
Нейзильбер, кожа, нефрит.
Высшая школа народных искусств.

Подвеска, 1997 г.
Подвеска.
Серебро, позолота, гранат.
Глубокая гравировка, зернь.
1997 г.

Ожерелье с использованием зерни
Ожерелье с зернью.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".