Графический цикл М. В. Добужинского к «Слову о полку Игореве». Страница 4
1-2-3-4
Весь цикл исполнен тушью, кроме обложки, в которую сдержанно введен цвет: на светло-палевом фоне темной бронзой нарисованы начальные буквы слов заглавия, часть орнаментального изображения солнца и монограмма. Теми же цветами сделана и оборотная сторона обложки1.
Решение обложки стилистически тесно связано со всей графикой книги, однако в обложке наблюдаются и черты автономности, что объясняется задачами, стоящими перед этим элементом оформления. Графическая мелодия книги начинается достаточно мощным аккордом, но он приглушен большим полем цветного листа. Такой же спокойной и значительно звучащей нотой заканчивается книга (оборотная сторона обложки), причем прием тот же: больший, нежели необходимо, графический аккорд смягчается ровного тона полем листа — рисунок как бы утопает в нем. Отсюда, как и в обложке, — ощущение сдержанности при внутреннем напряжении.
Нельзя сказать, что графический ансамбль Добужинского к «Слову» является откровением для русской книги. Основополагающий его принцип существовал чуть ли не со времени зарождения книжного искусства. Но такая завершенность в воплощении этого принципа, логическая продуманность всего графического организма книги и — на что нужно обратить особое внимание — необычайный такт, проявленный по отношению к тексту, ясное понимание второстепенности своей роли как помощника — все это в русском, да и не только в русском, искусстве можно встретить не часто.
Произведение Добужинского занимает важное место в истории русской книжной графики своими образно-изобразительными достижениями. Однако значение его этим не ограничивается; оно играет немалую роль в самом процессе движения книжного искусства, его саморазвитии. Трудно найти другую книгу, в которой столь ярко и убедительно были бы доказаны смысл, назначение и возможности оформительской графики. В этом отношении графический цикл Добужинского, безусловно, является открытием. Другое дело, что сфера применения оформительской графики в таком объеме не так уж велика: едва ли найдется много литературных произведений, которым будет близок этот графический принцип.
Что же касается исторической жизни «Слова о полку Игореве», то в ней рисунки Добужинского должны занять подобающее им место, ибо они представляют собою совершенно новое явление в графической интерпретации великого памятника русской литературы.
Первая страница обложки
|
Четвертая страница обложки
|
1 В Дневнике работ Добужинский записал, что, будучи в Риме, 22—25 и 31 мая 1954 г. он раскрасил акварелью три экземпляра «Слова». Местонахождение их неизвестно.
1-2-3-4
Следующая глава