Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Примечания к "Слову". Страница 11


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

656—670/814—830 Млъвитъ Гзакъ Кончакови... въ пол? Половецкомъ: Ипатьевская летопись содержит иной разговор реальных Кончака и Кзы. Связь между ним и структурно организованным диалогом, сочиненным нашим бардом, столь же очевидна, сколь и необъяснима. Вот как летописец излагает несколько сумбурные планы половецких ханов после победы над Игорем: «Молвяшеть бо Кончакъ: «Пойдемъ на Киевьскую сторону, где суть избита братья наша и великый князь нашъ Бонякъ». А Кза молвяшеть: «Пойдемъ на Семь, где ся остале жены и д?ти [в Путивле]: готовъ намъ полонъ собранъ; елминъ же горды без опаса»». Кончак напал на Переяславль (см. примеч. к ст. 375—395/472-496), а Кза на Путивль, но ни тот, ни другой не смогли взять эти крепости. На обратном пути Кончак разгромил Рим, а Кза разорил земли вокруг Сейма. Следует отметить, что исторический Кза (как и поэтический) представляется более рассудительным и благоразумным, нежели тщеславный Кончак, каким мы видим его в истории и искусстве.

672—673/833—834 п?снетворца стараго времени: Ср. «Сражение с Каросом» (Ossian, vol. I, p. 235): «Bard of the times of old1».

672—674/833-834 Святъславля... Ярославля, Олъгова, Коганя: «Коган» или «каган» — это титул хазарских и аварских владык, иногда дававшийся также русским князьям в XI веке. Боян, по-видимому, воспевает князей Святослава II и его сыновей Ярослава и Олега (см. Родословную).

671—674/831—834 Отрывок этот очень запутанный. В переводе я сделал все, что мог.

680—681/843—846 д?вици поютъ на Дунаи... до Киева: С художественной точки зрения, эти девицы, чьи голоса вьются песнями где-то на юго-западном Дунае (если, конечно, подразумевается не обобщенный Дунай, к которому обращается Ефросинья), образуют любопытную параллель с другими девами, поющими на берегу синего моря в ст. 349—353/444—449. Существует предположение, что здесь, в ст. 681—682/843—846, имеются в виду русские поселения в низовьях Дуная, но все же довольно странно, что песни девиц достигают Киева таким окольным путем.

682/847 ?детъ по Боричеву: Боричев взвоз, неоднократно упоми­наемый в летописях, находится в Киеве.

683/848 къ Свят?й Богородици Пирогощей: Церковь эта была осно­вана Мстиславом I в 1132 году — одна из немногочисленных христиан­ских аллюзий в тексте «Слова».

689/856 Владимиру Игоревичу. Согласно Ипатьевской летописи, сын Игоря, Владимир, вернулся в Новгород-Северский с женой и ребенком во второй половине сентября 1187 года. Христианский обряд венчания был совершен post factum, и его жена, дочь Кончака (как сообщает Татищев в своей «Истории Российской»), получила при крещении имя Свобода. В песни нет указаний на то, что наш бард закончил свое произведение уже после возвращения Владимира, но раз он поет «славу» Владимиру, значит ему известно, что молодой князь жив и женат (по половецким обычаям) и что он пребывает в местах пленения не столь уж тяжкого, которому предстоит закончиться летом 1187 года.

693—694/860 Княземъ слава, a дружин? Аминь: В таком прочтении эта двусмысленная фраза весьма откровенно своим кратким «аминем» отодвигает в сторону дружину, но прославляет князей. Не исключено, что ее следует читать: «Княземъ слава и дружин?», «Аминь» же отнести на совесть благочестивого писца. А быть может, между «дружин?» и «Аминь» выпало при переписывании слово «честь».


1 Бард старого времени (по-английски).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11

Следующая глава




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".