Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 11
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
Стрибожи внуци. Стрибог — один из языческих русских богов. Упоминается в «Повести временных лет» и в проложном житии Владимира в числе богов, поставленных Владимиром I в Киеве на холме вне двора теремного.
Земля тутнетъ. Тутнь — гром, грохот и конский топот. «Земля тутнет» — от половецкой конницы; здесь имеется в виду топот конного войска половцев. Ср., например, в «Повести временных лет»: «предивно бысть чюдо Полотьске в мечте: бываше в нощи тутънъ, станяше по улици, яко человеци рищюще беси» (Лаврентьевская летопись под 1092 г.; из дальнейшего выясняется, что «бесы» рыскали на конях); ср. также в «Сказании о Мамаевом побоище»: «и земля тутняше, горы и холми трясахуся от множества вои бесчисленых» (Новгородская четвертая летопись под 1380 г.).
рeкы мутно текуть. Степные реки, вздувшиеся от летних грозовых дождей, несут обычно в себе много земли. Здесь, несомненно, имеются в виду и эти грозовые дожди, замутившие речное течение, и, одновременно, надвигающееся конное войско половцев, взмутившее ногами переходящих вброд лошадей воду в реках. Несколько ниже этот же образ повторяется: Святослав Киевский со своим войском «притопта хлъми и яругы, взмути рeкы и озеры». Таким образом, автор «Слова» искусно и поэтически сливает картину надвигающейся грозы с картиной неуклонно надвигающегося на русских огромного половецкого войска.
пороси поля прикрываютъ. «Пороси» множественное число от «порох» — пыль. При движении массы войска по выжженной солнцем степи или во время битвы подымалась густая пыль. Ср. под 1174 г.: «и ту бе видити лом копийный и звук оружьиный, от множьства праха не знати ни конника ни пешьць» (Ипатьевская летопись). Но пыль также поднималась в выжженной степи предгрозовым вихрем. Надвигающаяся гроза и надвигающееся войско половцев слиты и в этой детали в единое изображение. Ср. в народной поэзии:
Не пыль в поле пылится, Не туман с моря подымается, Не грозна туча накатается, Не из той тучи молонья сверкает, Подымалася силушка зла неверная
(Этнографический сборник, 6, стр. 79). |
стязи глаголють. Движением стягов управляли войском в битве. Вокруг стягов собирались, «стягивались» воины. За стягом двигалось войско. На захваченных городских укреплениях водружались стяги победителей. Падение стягов означало поражение. По движению стягов половцев войска Игоря определяют, как много войск половцев наступает на них со всех сторон. Следовательно, «говорят», т. е. сигнализируют, показывают, не Игоревы стяги (как думают некоторые комментаторы), а стяги половцев. Среди поднятой движением масс половецкого войска пыли высокие стяги были к тому же видны лучше, чем самое войско.
половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всeхъ странъ рускыя плъкы оступиша. Летопись также отмечает, что половцев было чрезвычайно много, — они наступали, как лес («ак борове»). Русское войско собрало против себя всю Половецкую землю: «Светающи же суботе, начаша выступати полци половецкии, ак борове; изумешася князи рускии, кому их которому поехати, бысть бо их бещисленое множество. И рече Игорь: «Се ведаюче собрахом на ся землю всю: Концака, и Козу Бурновича, и Токсобица Колобича, и Етебича, и Терьторобича»" (Ипатьевская летопись).
Дeти бeсови кликомъ поля прегородиша. Здесь имеется в виду боевой клич половцев, с которым они бросились на русских. Об этом боевом клике степных народов неоднократно упоминается в летописях в описаниях сражений с ними русских. Ср. «и бы полуночи, и поеха берендичи и торци, кричаче, к Белугороду» (Ипатьевская летопись под 1159 г.); «половци... поидоша противу Володимеру, кличючи, яко пожрети хотяще» (Лаврентьевская летопись под 1185 г.) и др. Как и в других случаях, автор «Слова о полку Игореве» очень точен в своих упоминаниях. В частности, и выражение «перегородиша» говорит о действительно создавшемся положении во время боя Игоря с половцами: «не бяшеть бо лзе ни бегаючим утечи, зане яко стенами силнами огорожени бяху полкы половецьскими» (Ипатьевская летопись под 1185 г.).
Яръ туре Всеволодe! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрeлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными! Здесь в «Слове» описывается, возможно, не только личное участие Всеволода в битве, но и битва всего его войска под предводительством Всеволода. На это как будто бы прямо указывает множественное число — «мечи харалужными». В летописи, однако, в описании личного участия Всеволода в битве отмечено: «Всеволод же толма бившеся, яко и оружья в руку его не доста» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Следовательно, Всеволод менял мечи (ср. аналогичную мену мечей Евпатием Коловратом в битве с татарами в «Повести о разорении Рязани Батыем»: Воинские повести древней Руси. М. — Л., 1949, стр. 13). Поэтому кажется возможным, что множественное число «мечи» имеет в виду только мечи самого Всеволода. Однако ниже говорится и о саблях Всеволода, и опять-таки во множественном числе. Всеволод, следовательно, сражается и мечами и саблями, он же прыщет «на вои стрелами». Здесь явное эпическое преувеличение, идущее за счет подвигов его дружины. Почему, однако, автору «Слова» понадобилось переносить на Всеволода подвиги его дружины? Отмечу, что эпическое творчество русского народа (былины) говорит только о подвигах богатырей и молчит о подвигах их войска, дружины. Возможно, что в «Слове» мы имеем отражение начальной стадии того процесса в эпическом творчестве, который в конце концов привел к сосредоточению всех подвигов русского войска на одном лице. Повидимому, действительно, автор «Слова» говорит здесь о том, что Всеволод прыщет на врагов стрелами своей дружины, сражается ее мечами и ее саблями. Это не противоречит представлениям автора и о других своих героях. Ср. ниже Святослав Киевский «притрепалъ (ложь коварство половцев. — Д. Л.) своими сильными плъкы и харалужными мечи»; Всеволод Суздальский может «Донъ шеломы выльяти» (не своим одним шлемом, а многими шлемами своего войска), он может «посуху живыми шереширы стрeляти — удалыми сыны Глeбовы»; Ярослав Осмомысл «подперъ горы угорскыи своими желeзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота» и т. д. и т. п. Перед нами — перенесение на героя подвигов его дружины как первая стадия его гиперболизации и превращения в образ сильного и могучего личною силою князя.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33