Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 19


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

Ср. в летописи: «Бе видети слезы его.., яко женчюжная зерна» (Ипатьевская летопись под 1169 г.).

безъ кнeса. «Кнeс» — князек, т. е. перекладина, на которой сходятся стропила крыши, или «матица», на которой держатся доски потолка. Отмечая, что «уже дьскы безъ кнeса в моемъ теремe златовръсeмъ»,Святослав, повидимому, имеет в виду обряд похорон. В древней Руси покойников выносили из дому через отверстие в крыше. Этот обряд — пережиток представлений языческого времени: покойника выносили из дому так запутано, чтобы «душа» его не нашла назад в дом дорогу, иначе она станет, по поверью, вредить людям. В «Повести временных лет» под 1015 г. так описываются похороны Владимира Святославича Киевского: «ночью же межю двема клетми проимавше помост (потолок, — Д. Л.), обертевше в ковер ? (его, — Д. Л.), ужи (веревками, — Д. Л.) съвесиша на землю; възложьше ? (его) на сани (дело было летом — 15 июля, следовательно сани — также обрядовая деталь. — Д. Л.), везъше поставиша ? (его) в святей богородици (в Десятинной церкви, — Д. Л.), юже бе създал сам» (Лаврентьевская летопись).

Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плeсньска, на болони бeша дебрь кияня, и несошася къ синему морю. Исправление «дебрь кияня» вм. «дебрь Кисаню» издания 1800 г. и Екатерининской копии палеографически оправдано: йотированное а вполне могло быть принято за близкое по начертанию са, а я за ю. Исправлением этим я обязан Ив. М. Кудрявцеву. Н. В. Шарлемань дает и объяснение того, где была эта «дебрь кияня»: это был поросший лесом овраг, прорытый речкой или ручьем Киянью. Киянь, а также Плесенск и «болоние», находились, как указывает Н. В. Шарлемань, как раз перед теремом Святослава. («Дебрь Кисаня». Сб. «Слово о полку Игореве», М. — Л., 1950). Другое исправление текста издания 1800 г. и Екатерининской копии «несошася» вм. «не сошлю» было предложено еще давно и в науке привилось. Оба эти исправления позволяют понять текст, не создавая фантастических картин. Согласно другим принимаемым некоторыми исследователями исправлениям, к синему морю мчатся то сани, то змеи, то сами киевляне.

бусови врани възграяху. «Бусые» вороны — серо-дымчатые (В. Даль. Толковый словарь). «Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного «граяния» их не бывает» (Н. В. Шарлемань. Из реального комментария к Слову о полку Игореве. Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1949, стр. 114). И в данном случае, следовательно, автор «Слова» выступает как тонкий наблюдатель природы; он отмечает, что «граяли» именно серые вороны, а не черные. Поправка некоторых комментаторов (М. Максимовича, Ф. Буслаева) на «бeсови» не вызвана необходимостью.

У Плeсньска. Вряд ли здесь разумеется Плесеньск — город в Галицком княжестве, скорее это какая-то местность под Киевом. Н. В. Шарлемань пишет: «По моему убеждению, Плесенск был там, где в середине XIX ст. была Плоская часть. Народ называл эти урочища Плоска или Плиска, очевидно, потому, что здесь холмы носили характер плоскогорья: на вершинах их были большие ровные пространства. Урочищ Плоских или Плиских вокруг Киева к нашему времени сохранилось немало. По Глубочице в древности было два вала: верхний и нижний валы. Эти названия существуют и в последнее время» (Н. В. Шарлемань. «Дебрь Кисаня». Сб. «Слово о полку Игореве», М. — Л., 1950).

на болони. «Болоние» — свободное пространство перед городскими стенами, оставляемое обычно без застройки, чтобы оно могло простреливаться с городских стен.

поискати града Тьмутороканя. «Поискать» — феодальный термин, означающий добиться чего-либо военной рукой: волости, престола, чести или славы. Ср. Ольговичи говорят Всеволоду: «ты нам брат старший, аже ны не даси, а нам самим о собе поискати (волостей, — Д. Л.)» (Ипатьевская летопись под 1142 г.); «выбеже Володимир, сын Ярославль Галицькаго князя, к Ярославу в Луческ: бе бо ялъся ему волости искати» (там же, под 1174 г.); Мстислав Удалой говорил на новгородском вече: «хоцю поискати Галиця, а вас не забуду» (Синодальный список Новгородской первой летописи под 1218 г.), и т. д. — Тмуторокань черниговские князья рассматривали как свою вотчину. В середине XI в., начиная с княжения Мстислава Владимировича Черниговского, Тмуторокань входила в состав Черниговского княжества. С конца XI в. она была отторгнута от Руси половцами. Судьба русского населения в Тмуторокани в XII в. неизвестна.

а самаю опуташа въ путины желeзны. «Путы» или «путины» надевались на ноги ловчим птицам, чтобы они не улетели. Позднее эти «путы» назывались «ногавками». См. также ниже: «соколца опутаевe», «аще его опутаевe».

Темно бо бe въ 3 день. Битва, согласно Ипатьевской летописи, закончилась на третий день — в воскресенье (см. стр. 248).

два солнца помeркоста. Здесь идет речь об Игоре и Всеволоде. Сравнение князя с солнцем было обычно в устной традиции. Особенно часты они в плачах по князьям. Солнцем называют новгородцы умершего своего князя Мстислава Ростиславича («уже бо солнце наше зайде ны и во обиде всим остахом», Ипатьевская летопись под 1178 г.), то же сравнение с солнцем встретим мы в плаче по Владимире Мономахе (в Лаврентьевской летописи под 1126 г.), в плаче по Владимире Васильковиче (Ипатьевская летопись под 1289 г.), в плаче по Александре Невском (см. жития), в плаче Ингваря Ингваревича по убитым князьям в «Повести о разорении Рязани Батыем» и т. д.

и с нима молодая мeсяца, Олегъ и Святъславъ. В числе жертв похода 1185 г. киевские бояре называют Святославу Всеволодовичу только «два солнца» — Игоря и Всеволода — «и съ нима молодая мeсяца, Олегъ и Святъславъ». Олег — это сын Игоря, родившийся в 1175 г., Святослав — племянник Игоря, князь Рыльский. Не назван Владимир — старший сын Игоря, несомненный участник похода Игоря (он назван в летописи). А. В. Соловьев, впервые внимательно изучивший все упоминания князей в «Слове» (Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве». Исторические записки, № 25, М., 1948), заподозрил в этом пропуске ошибку переписчика (там же, стр. 74). Однако двойственное число («съ нима молодая мeсяца, Олегъ и и Святъславъ») устраняет возможность механического пропуска переписчика. Перед нами — сознательный пропуск, очевидно, объясняемый тем, что в Киеве знали о женитьбе Владимира на Кончаковне в плену и, следовательно, не могли рассматривать его как жертву похода. Вряд ли было бы уместно говорить о Владимире как о померкшем месяце в то самое время, когда в ставке Кончака ему пелась свадебная слава. Однако, несмотря ни на что, возвращение Владимира в Киев радует автора «Слова» так же, как и возвращение Игоря: «Слово» заключается славой Игорю, Всеволоду и Владимиру.

и великое буйство подаста хинови. Кто такие эти «хинови»? Ниже «хинове» упомянуты еще раз в перечислении врагов Руси, а также в плаче Ярославны: «Чему мычеши хиновьскыя стрeлкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?». Нет сомнения в том, что перед нами — название какого-то народа или народов и при том враждебных Руси. Нет сомнения также в том, что корень слова «хинове» — «хин». Предлагалось понимать «хинов» и как финнов (Вс. Миллер), и как гуннов (А. Соболевский). Весьма вероятной кажется гипотеза Ив. М. Кудрявцева, предлагающего видеть в слове хинове» название для каких-то неясно представляемых на Руси восточных народов. Дело в том, что в античности и позднее в Византии под названием «чин», «син» или «хин» были известны китайцы. Это название китайцев встречается и в Космографии Козьмы Индикоплова, и в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина (у последнего в форме «чин», «чини»; см. «Хожение за три моря Афанасия Никитина», М. — Л., 1948, стр. 20 и др.), у Николая Спафария (в XVII в., в форме «хин»). Название Китая «Хин» удержалось на Руси вплоть до XVIII в. (у Ломоносова и др.). В «Слове о полку Игореве» слово «хинове» не означает, конечно, точно китайцев; Китай не был известен Руси в XII в. Слово это означает какие-то неведомые восточные народы, неясные слухи о которых могли доходить из Византии, и от самих восточных народов, устно и через «ученую» литературу «космографий». Подобно тому, как победы Руси встречают радостный отклик у венецианцев моравов, греков, немцев, так и победы половцев вызывают радостное возбуждение («великое буйство») у далеких восточных народов, которых на Руси представляли себе неясно, — «у хиновы» и у «готов» (см. ниже, стр. 430). Подобно тому как русские дружины отдельных княжеств могут носить «ляцкое» или «латинское» вооружение, половцы употребляют аварские шлемы и «хиновские» стрелы.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".