Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 20
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
на Каялe. «Каяла» — неоднократно упоминается в «Слове» как место поражения Игоря. Какая река называлась в XII в. Каялой, точно не установлено. В «Задонщине» она отожествлена с Калкой. Предполагали в ней Кагальник, Сухую и Мокрую Ялы, Кальчик, Кальмиус и, даже, просто некоторую аллегорическую реку скорби (при этом производили ее название от слова «каяти»). Наиболее обосновано мнение К. В. Кудряшова, который видит в ней реку Макатиху вблизи Торских озер (Половецкая степь. М., 1948, стр. 73).
К стр. 20
акы пардуже гнeздо. «Пардус Слова, или гепард, как мы теперь называем этого зверя, не принадлежал к составу дикой фауны Киевской Руси, — пишет Н. В. Шарлемань. — Можно думать, что его привозили с юго-востока; пардуса хорошо знали в древности. Летописец сравнивает с ним князя Святослава: «легъко ходя, аки пардус» (Повесть временных лет под 964 г.). В 1159 г. Святослав Ольгович подарил своему зятю Юрию Долгорукому пардуса: «еха наперед к Гюргеви и да? ему пардуса» (Ипатьевская летопись под 1159 г.); «Да (дал) Святослав Ростиславу пардуса и два коня борза» (там же)... Для гепардов весьма характерно выходить на охоту «гнездом» — семьей или выводком, а не стаей. Кстати, ни один из представителей зоологического семейства кошек не выходит на охоту стаей: кошки всегда преследуют добычу либо в одиночку, либо в паре, либо «гнездом». Правильно поэтому перевел данное выражение Ап. Майков: «пардусовы гнезда»... Охотничьи гепарды, или пардусы, как их называли в древности, широко применялись для охоты. Иосиф Барбаро в 1471 г. видел у князя Армении сотни этих зверей; владетельные лица Монголии имели такое большое количество гепардов, что порою их брали до тысячи на одну охоту. Гепарды попадали не только к русским, но позднее и в Западную Европу (XVII—XVIII вв.). Еще в наше время при княжеских дворах Индии держат этих зверей; их ловит и дрессирует специальная каста людей. Следует отметить, что и на Руси существовали специалисты по уходу за гепардами — пардусники; о них упоминается в ханских ярлыках. Возможно, что пардусы попадали к князьям как военная добыча или как дань от побежденных кочевников. Повидимому, русские имели пардусов еще в XI—XII вв., так как именно с этим зверем летописец сравнил Святослава, уловив сходство в легкости их движений. Однако в Киевской Руси гепарды, видимо, были редкостью и владели ими лишь некоторые князья» (Н. В. Шарлемань. Из реального комментария к Слову о полку Игореве. Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1949, стр. 119—120).
Се бо готьскыя красная дeвы въспeша на брезe синему морю: звоня рускымъ златомъ... Место это обратило на себя внимание К. Маркса, отметившего: «Выходит, что Геты, или Готы, праздновали победу тюркских половцев над русскими» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XXII, стр. 122). «Очевидно, что золотые вещи и украшения, награбленные у разбитых русских дружинников, могли попасть к готским девам только в том случае, если бы их им продали половцы, а следовательно речь идет, несомненно, о тех готах, которые жили где-то рядом с половцами или даже под их властью. Такими могли быть только крымские готы, или готы-тетракситы, жившие в то время на Тамани и южнее ее, по берегу Черного моря... Почему готы праздновали победу половцев над русскими, а это является основной мыслью приведенного отрывка из «Слова о полку Игореве»? Только потому, что к ним попали награбленные половцами русские драгоценности, которые им, конечно, достались не бесплатно, так как половцы ничем им не были обязаны и со своими вассалами, если речь идет о крымских готах, отнюдь не должны были делиться частью добычи? Нет, очевидно, поход Игоря Святославича угрожал не только половцам, но и готам. Поход был предпринят не в Крым, а на Дон, Лукоморье, на Тмутаракань» (В. В. Мавродин. Очерки истории левобережной Украины, Л., 1940, стр. 267). Отсюда ясно, что готы, о которых идет речь, не крымские, а тмутороканские.
поютъ время Бусово. Как было указано еще О. Огоновським («Слово о полку Игореве». Поетичний памятник руської письменности XII в. У Львові, 1876), Бус — это антский князь Бос, Боус или Бооз. Как рассказывает римский историк Иордан, гот по происхождению, в 375 г. н. э. готский король Винитар, внук Вультвульфа, победил антов (предков восточных славян) и приказал распять на кресте короля антов Боза, его сыновей и семьдесят знатных антов. Готские девы воспевают это время и лелеют месть за поражение хана Шарукана (см. ниже).
лелeютъ месть Шароканю. Здесь, очевидно, имеется в виду поражение Шарукана и Боняка в битве 1106 г. Вот как о нем рассказывается в «Повести временных лет»: «том же лете прииде Боняк и Шарукань старый и ини князи мнози, и сташа около Лубна. Святополк же и Володимер, и Олег, Святослав, Мьстислав, Вячьслав, Ярополк, идоша на половце к Лубьну; в 6 час дне бродишася черес Сулу и кликоша (в Лаврентьевской летописи «кликнуша», — Д. Л.) на не. Половци же вжасошася от страха, не възмогоша и стяга поставити, но побегоша хватаючи коний, а друзии пеши побегоша; наши же начаша сещи я?, а другыя руками имати. И гнаша я? до Хорола; убиша же Тааза Бонякова брата, а угре яша и братию его (в Лаврентьевской «а Сугра яша и брата его»), а Шарукань одва утече» (Ипатьевская летопись под 1106 г.). Мысль о мести за это поражение лелеял прежде всего сам хан Кончак. После поражения Игоря Святославича хан Кончак говорит хану Гзе: «Пойдем на Киевьскую сторону, где суть избита братиа наша и великый князь нашь Боняк». Месть за Боняка, о которой говорит Кончак, — это и есть месть за Шарукана, так как Боняк и Шарукан потерпели поражение в одной и той же битве 1106 г. Почему же, однако, Кончак лелеет мысль о мести именно за это поражение? Месть за Шарукана, которую лелеют «на брезе» синего моря готские красные девы, упомянута в «Слове» отнюдь не случайно. Шарукан был дедом хана Кончака. Месть за деда, как и слава дедовская, была естественной в представлениях того времени. Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха. Его сына Отрока Владимир Мономах загнал на Кавказ за Железные Ворота. Внук Шарукана и сын Отрока — хан Кончак — впервые смог отомстить после поражения Игоря за бесславие своего деда и своего отца. Добиваясь мести за своего отца и деда, Кончак стремился действовать не против черниговских князей, а против Киева. После разгрома войск Игоря Святославича на Каяле, когда Гза (Кза) уговаривал Кончака итти на северские княжества (см. вышецитированное место Ипатьевской летописи), Кончак отказывается, направляясь к Киеву и Переяславлю. Вот чем объясняется и выражение «Слова» о том, что готские девы «лелеют» месть Шарукана. Поражение Игоря еще не было местью за Шарукана. Это поражение только открывало ворота на Русскую землю, открывало возможность его движению на Переяславль и Киев. Вот почему только после поражения Игоря Кончак начинает «лелеять» месть за своего деда. Направление усилий Кончака именно против Переяславля и Киева неоднократно выражалось и в прошлом. В 1184 г. Кончак Отрокович делает попытку заключить союз с Ярославом Всеволодовичем, чтобы итти на Киев. Этот союз не состоялся благодаря энергичному вмешательству Святослава. Таково же направление его походов 1174 и 1179 гг.
А мы уже, дружина, жадни веселия. Обычный перевод этого места: «А мы, дружина, уже жаждем веселия», неудовлетворителен. Автор «Слова» сочувственно относится к дружине, он обвиняет князей, а не дружину. В общей картине бедствий, испытываемых Русской землей, такая заключительная фраза вторгалась бы диссонансом. Фразу эту следует понимать так: а мы уже дружина остались без веселия. «Жадни» означает здесь только недостаток, отсутствие (ср. у Пушкина: «алчущих степей»), но не «жажду», не стремление к чему-либо. Отсутствие веселия подчеркивается и в других местах «Слова» как следствие поражения: «Уныша бо градом забралы, а веселие пониче»; «уныли голоси, пониче веселие», «чему, господине, мое веселие по ковылию развeя» и др. Отсутствие веселия у дружины противопоставляется веселию готских дев. — В словах «мы... дружина» можно усмотреть указание на то, что автор «Слова» принадлежал к дружине.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33