Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 22


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

К стр. 21

Тии бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побeждаютъ. «Засапожники» — ножи, носившиеся за голенищем сапога. Нож как орудие боя употреблялся только в самых ожесточенных схватках, когда противники сходились настолько близко, что нельзя было размахнуться мечом, и когда самые щиты могли только мешать и связывать движения сражающихся. Для того, чтобы дать понятие о неслыханном упорстве жителей Козельска в обороне его от татар, летописец пишет: «козляне же ножи резахуся с ними» (Ипатьевская летопись под 1237 г.).

звонячи въ прадeднюю славу. В «Слове» слава предков неоднократно выступает как слава их потомков, слава прошлая — как реальная слава настоящего: Изяслав Василькович «притрепа славу дeду своему Всеславу»; Ярославичи и потомки Всеслава Полоцкого — «уже бо выскочисте изъ дeдней славe»; Всеслав Полоцкий «разшибе славу Ярославу», и т. п. Это была черта общественного сознания того времени. Так, например, новгородцы неоднократно приглашали сыновей и внуков известных им князей: выбор совершался не по личным качествам этих князей, а по качествам всего рода, выбор падал на представителя того рода, политическая линия которого более всего удовлетворяла выбиравших. Слава прошлая неоднократно соединялась, следовательно, со славой настоящего; слава предков переходила в представлениях XII в. на их потомков.

Нъ рекосте: «мужаимeся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами подeлимъ!». Летопись также отмечает похвальбу Игоря и Всеволода при выступлении в поход против половцев: «сами поидоша о собе рекуще: «мы есмы ци не князи же? поидем, такы же собе хвалы добудем»" (Лаврентьевская летопись под 1186 г.).

Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ: не дастъ гнeзда своего въ обиду. «Выражение «въ мытехъ» и до настоящего времени сохранилось кое-где среди охотников; этим термином означают линьку, главным образом тот период, когда молодая птица надевает оперение взрослой птицы, т. е. достигает половой зрелости. Птицеводам хорошо известно, с какой отвагой прогоняет сокол от своего гнезда даже значительно более сильного, чем он сам, орла-беркута» (Н. В. Шарлемань. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве». Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1949, стр. 112).

наниче — наизнанку (слово это сохранилось в некоторых областных говорах).

Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. После поражения Игоря половецкие ханы Гза и Кончак двинулись на Русь. Гза осадил Путивль, но не смог его взять, его войска разорили Посемье. Кончак пошел на Переяславль Русский (Южный), где переяславский князь Владимир Глебович, Святослав Киевский и Рюрик Ростиславич нанесли ему поражение. На обратном пути Кончак осадил и захватил Римов. При осаде Переяславля на вылазке пострадал Владимир Глебович Переяславский, схватившийся сразу со многими половцами. Окруженный, он был ранен тремя копьями, но своя дружина отбила его от врагов. Владимир «язвен (ранен) труден (тяжело) въеха во город свой, и утре мужественнаго поту своего за отчину свою» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). В 1187 г. Владимир Глебович разболелся во время похода против половцев и умер в своем Переяславле. Летопись дает ему такую характеристику: «бе мужь добр и дерзок и крепок на рати, всегда бо тосняся на добра дела»; «И плакашася по немь вси переяславци: бе бо любя дружину и злата не сбирашеть, имения не щадяшеть, но даяшеть дружине; бе бо князь добр и крепок на рати, и мужьством крепок показаяся, и всякими добродетелми наполнен, о нем же Украина много постона» (Ипатьевская летопись под 1187 г.).

Великый княже Всеволоде! Всеволод Юрьевич Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха; по позднейшему прозвищу — «Большое Гнездо». Выдающийся политический деятель своего времени. Один из самых сильных князей Руси XI—XIII вв. По словам летописца, Всеволод «много мужествовах и дерзость имев на бранех показав»; «сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его» (Лаврентьевская летопись под 1212 г.). Вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Его боялись и слушались прочие русские князья: князья-соседи и князья далекой южной Руси. Первым из владимирских князей принял титул «великого князя» и стремился утвердить за Владимиром Залесским значение центра Руси. Обстроил Владимир замечательными зданиями, «не искав мастеров от немец». При нем был построен во Владимире княжеский дворец с придворным Димитриевским собором, знаменитым своими «прилепами» — скульптурными украшениями, и расширен Успенский собор (рис. на стр. 331 и 349).

Не мыслию ти прелетeти издалеча отня злата стола поблюсти. Этими словами верно отмечен поворот в политике владимирских князей, наступивший во второй половине XII в. В отличие от Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский порывает с Киевом, за обладание которым боролся его отец, и уходит к себе на север. Здесь, на севере, Андрей делает ряд попыток обосновать новый центр Руси. Политику Андрея решительно продолжал его брат Всеволод Суздальский, присвоивший себе титул «великого князя».

отня злата стола поблюсти. Отец Всеволода Юрий Долгорукий несколько раз захватывал киевский престол военною силою и умер здесь, в Киеве, в 1157 г. Сын Юрия Андрей Боголюбский и его другой сын Всеволод стремились управлять Русью, не переселяясь в Киев. Признание Киева «отним столом» Всеволода вряд ли было бы возможно, если бы автор «Слова» принадлежал к «придворным» Святослава Киевского.

Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти! Выше было указано, что испить воды из реки шлемом было в древней Руси символом победы. Говоря о могуществе Всеволода Суздальского, автор «Слова» развивает этот образ: Всеволод может не только испить шлемом из Дону — он может вычерпать его весь шлемами своих воинов; он может расплескать Волгу веслами своих воинов. Здесь символ победы слит с образом многочисленности воинов Всеволода: их столько, что если они начнуть пить из Дона, — они выпьют из него всю воду; их так много, что если они сядут за весла, то они расплескают всю воду в Волге. Упоминание вычерпанной реки, как знака полной победы над населявшими ее берега народами, встречается и в летописи. Под 1201 г. сказано о хане Кончаке: «иже снесе Сулу, пешь ходя, котел нося на плечеву». Здесь имеется в виду победоносный поход хана Кончака в Переяславскую область в 1185 г. Тот же символ вычерпанной реки, как побежденной страны, лежит и в основе характеристики «Словом» победоносного похода Святослава Киевского 1184 г. О Святославе сказано: «изсуши потокы и болота». Здесь и символ и реальность одновременно: при передвижении большого войска предварительно «требился »путь, мостились мосты, замащивались «грязивые места». Словами «ты бо можеши Волгу веслы раскропити» определяется могущество Всеволода над волжскими странами. В самом деле, Всеволод энергично продолжал начавшееся еще очень давно покорение Поволжья. В 1183 г., за два года до похода Игоря, Всеволод с успехом осаждал «Великый город» волжских болгар, заключив выгодный для себя мир. В битве на Волге русские загнали волжских болгар в их «учаны» (речные суда), часть из которых опрокинулась, и более тысячи болгар утонуло.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".