Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 23


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатe, а кощей по резанe. Чага — рабыня, кощей — раб. Ногата и резана — названия мелких монет (в гривне 20 ногат, или 50 резан). Результаты побед оцениваются также по степени дешевизны пленников однажды и в Новгородской летописи. Там под 1169 г. рассказывается о поражении суздальских войск Андрея Боголюбского под Новгородом и прибавляется: «и купляху суждальць по 2 ногате» (Синодальный список Новгородской первой летописи). О том, как конкретно происходило «ополонение» пленниками, «чагами» и «кощеями», можно судить по рассказу Ипатьевской летописи под 1170 г.: «Идоша князи 9 днев ис Киева, и бысть весть половцем от кощея от Гаврилкова от Иславича, оже идуть на не князи русьстии, и побегоша, лишившеся жен и детий. Князи же уведавше, оже половци побегли, и лишившеся жен своих и воз своих, и поехаша вборзе по них, а Ярослава Всеволодича оставиша за собою у воз. И взяша веже их на Угле реце, а другые по Снопороду, а самех постигоша (застигли) в (у) Чернего леса, и ту притиснувше к лесу избиша ? (их), а ины руками изоимаша (захватили); Бастии же и инии мнози гониша (гнались) по них и за Въскол бьюче ? (их); и толико взяша полона множьство, яко же всим руским воем наполнитися до изообилья, и колодникы (колодниками), и чагами, и детми их, и челядью, и скоты (скотом), и конми, хрестьяны же (русских пленников) отполонивше (освободив из плена) пустиша на свободу вси».

шереширы — повидимому, от греческого и новогреческого — копье.

сыны Глeбовы — сыновья Глеба Ростиславича, рязанские князья, зависимые от Всеволода Георгиевича Суздальского.

К стр. 22

Ты буй Рюриче. Рюрик Ростиславич принадлежит к одним из самых деятельных, беспокойных и, вместе с тем, по-своему блестящих князей XII в. Предприимчивый и смелый, гостеприимный и запальчивый, «мудролюбивый» и непостоянный, Рюрик провел всю свою жизнь в походах на половцев и в феодальных распрях, сражался и за Русь, и за свои личные интересы. Семь раз добивался киевского «золотого стола» и дважды добровольно его уступал своим побежденным соперникам. Несколько раз Рюрик являлся инициатором походов соединенных сил русских князей против половцев, но в 1203 г. подверг Киев вместе с половцами такому страшному разгрому, который по последствиям уступал только его опустошению ордами Батыя. Он был одним из образованнейших людей своего времени и обладателем закаленной в боях дружины, о которой автор «Слова о полку Игореве» говорил, что она «злачеными шеломы по крови плаваша». Его покровительству и инициативе обязаны мы составлением летописного свода 1200 г., сохранившего в своем составе киевскую летопись XII в. — одну из лучших по своим литературным достоинствам русских летописей, — богатую событиями, богатую по языку, полную деталями княжеского и дружинного быта — звоном оружия, честью и славой Руси (см. Ипатьевскую летопись за годы 1118—1200). До страсти преданный искусству, Рюрик, по выражению летописи, имел «любовь несытну о зданьих». Его зодчим и личным другом был знаменитый «художник» Петр Милонег. В 1172 г. Рюрик построил церковь Михаила в Лучине; в 1197 г. — церковь Апостолов в Белгороде, красоте которой удивлялся летописец; в 1198 г. — церковь Василия в Киеве на Новом Дворе. В 1199 г. Рюрик строил подпорную стену в киевском подгороднем Выдубицком монастыре, высоко возвышавшуюся над берегом Днепра. Ей, этой стене, игумен Выдубицкого монастыря Моисей посвятил похвальное слово (см. Ипатьевскую летопись под 1200 г.). В своем слове Моисей, между прочим, отмечает, что многие киевляне приходят полюбоваться с этой стены великолепным видом. Ему же, Рюрику, принадлежит и знаменитая церковь Василия в Овруче и, повидимому, — храм Пятницкого монастыря в Чернигове, один из лучших памятников русского искусства XII в., в котором были с особенной силой воплощены национальные начала русской архитектуры (П. Барановский. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. Сб. «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР», М. — Л., 1948). В 1205 г. Рюрик был насильно пострижен в монахи Романом Мстиславичем Волынским. В том же 1205 г. Рюрик сбросил с себя монашескую рясу и в последний раз сел на Киевском столе. В 1210 г. он, повидимому, добровольно уступил киевский стол Всеволоду Чермному и умер в 1215 г. на княжении в Чернигове.

и Давыде. Давыд Ростиславич Смоленский — брат Рюрика Ростиславича (см. выше), внук Мстислава Владимировича. Много воевал самостоятельно и принимал участие в походах своего брата. Перед смертью добровольно постригся в чернецы. Летописец дает ему такую приукрашенную характеристику: «се же благоверный князь Давид возрастом (ростом, — Д. Л.) бе середний, образом леп, всею добродетелью украшен, благонравен, христолюбив, любовь имея ко всим; ово же правяшеть души своеи и переже милостыни прележашеть, манастыря набдя и черньци утешивая... бе крепок на рати, всегда бо тосняшеться на великая дела; злата и сребра не сбирашеть, но давашеть дружине, бе бо любя дружину, а злыя кажня, якоже подобаеть царемь творити» (Ипатьевская летопись под 1198 годом — годом смерти Давыда).

Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша. «Вои» предположительно вставлено В. Н. Перетцом. Повидимому, здесь имеется в виду битва с половцами в 1183 г. на реке Орели, в которой участвовали войска Рюрика и Давида Ростиславичей. Обращаясь к Рюрику и Давыду Ростиславичам, автор отмечает лишь одну их характерную особенность — их храбрую дружину, закаленную в боях. Так оно, очевидно, и было — Рюрик и Давыд провели беспокойную жизнь. Рюрик неоднократно появлялся на киевском столе, захватывая его военной силой. Не раз ходил Рюрик и на половцев, только недавно, в 1183 г., нанеся половцам жестокое поражение на реке Хирии (или Хороле?). Ходил Рюрик на половцев и в 1185 г. Эти войны с половцами, очевидно, и имеет в виду автор «Слова», когда пишет: «Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными на полe незнаемe?».

на полe незнаемe. Под «полем незнаемым» или «землей незнаемой», как сказано выше (см. стр. 394), имеется в виду Половецкая степь. Половецкая степь иногда называлась и просто «полем». Ср. в Ипатьевской летописи под 1151 г.: «Вячьслав же и Изяслав и Ростислав проидоша вал на чистое поле», или там же под 1159 г.: «еха в поле к половцем».

за обиду сего времени. О значении слова «обида» см. выше, стр. 417 и сл.

за раны Игоревы. Слово «рана» в древнерусском языке имело более широкое значение, чем в современном русском языке: поранение, побои, наказание, кара, беда, поражение, болезнь. В данном случае, конечно, имеется в виду поражение Игоря, хотя Игорь был, действительно, ранен в первый же день битвы в правую руку: «уязвиша Игоря в руку и умертвиша шюйцу его и бысть печаль велика в полку его» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Раненый, не владеющий правой рукой, Игорь продолжал сражаться два последующие дня, пока не был захвачен в плен.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".