Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 28


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

Уже понизите стязи свои. Понизить, повергнуть или бросить стяг имело лишь одно значение — признание поражения. Стяг был символом чести, славы. Не случайно Давыд Ростиславич говорил об умершем Владимире Андреевиче: «того стяг и честь с душею исшла» (Ипатьевская летопись под 1171 г.). Значение этого призыва «понизите стязи свои», т. е. признайте себя побежденными — прямо поддерживается и дальнейшими словами автора: «вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дeдней славe». Автор этим своим обращением к Ярославичам и Всеславичам хочет указать им на бессмысленность и пагубность для обеих сторон междоусобных войн; в них нет победителей: «обе стороны признайте себя побежденными, вложите в ножны поврежденные в междоусобных битвах мечи; в этих битвах вы покрыли себя позором».

на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Слова эти могут быть поняты по-разному. Можно понимать «на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» и как грамматическое сочинение (в таком случае «жизнь Всеславля» не есть Русская земля) и как грамматическое подчинение (в таком случае «жизнь Всеславля» входит в состав Русской земли); повидимому, следует здесь видеть последнее: автор «Слова» ведь противопоставляет полоцких князей не князьям русским, а только Ярославичам, кроме того, автор «Слова» обращается к полоцким князьям с призывом к защите Русской земли наряду со всеми русскими князьями, он обращается с призывом прекратить их «которы» с Ярославичами и т. д. Следовательно, Полоцкая земля для автора «Слова» — земля Русская.

К стр. 25

на жизнь Всеславлю. Под «жизнью» здесь разумеется «достояние», «богатство». Ср. в Ипатьевской летописи под 1146 г. Иванко Юрьевич говорит Давыдовичам: «брата моя! се еста землю мою повоевали, и стада моя, и брата моего заяли, жита пожьгли, и всю жизнь погубила еста»; ср. там же под 1147 г. — Изяслав посылает сказать Ольговичам: «вы есте крест целовали ко мне... аз же с вама и Святослава прогнал, а волость вам есмь изискал, и дал Новъгород и Путивль, а жизнь есмы его взяли».

На седьмомъ вeцe Трояни. Согласно изложенному выше (см. стр. 385), Троян — русский языческий бог. Всеслав действует на седьмом, т. е. на последнем веке языческого бога Трояна, иными словами: напоследок языческих времен. Значение «седьмого», как последнего, определяется средневековыми представлениями о числе семь: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь человеческих возрастов и т. д. Почему же, однако, Всеслав Полоцкий, по представлениям автора «Слова о полку Игореве», действует «на последок языческих времен»? Какая связь между Всеславом и древнерусским язычеством? Здесь дело, конечно, не только в том, что Всеслав Полоцкий, согласно летописи, родился «от волхвования», всю жизнь носил на главе «язвено» и, согласно «Слову», рыскал волком, — иными словами был причастен чародейству (С. М. Соловьев назвал его «князем-чародеем»). Одной личной причастности чародейству было бы, пожалуй, недостаточно, чтобы утверждать историческую связь Всеслава Полоцкого с эпохой язычества. Дело в ином: Всеслав Полоцкий действует в обстановке поднявшихся восстаний смердов в Киеве, в Новгороде, на Белоозере, — восстаний, сомкнувшихся с движением волхвов, с реакцией древнерусского язычества. Всеслав воспользовался этими восстаниями и этой реакцией язычества в своих целях. Восстания не были крестьянскими движениями в чистом виде. Это были столкновения двух укладов — дофеодального, пронизанного переживаниями родового строя, тесно сросшегося с древне-русским язычеством, и феодального. Всеслав действовал «на последок языческих времен», в обстановке реакции древнерусского язычества и старого дофеодального уклада. Определение автора «Слова» поражает нас своею историческою точностью. Связь Всеслава Полоцкого с движением смердов и с реакцией язычества выявлена в работе Н. Н. Воронина «Восстания смердов в XI в.» (Исторический журнал, 1940 г., № 2). Повторим те из наблюдений этой работы, которые кажутся нам убедительными. Полоцкая земля по сравнению с Киевом была более отсталой в отношении своего исторического развития, с более прочным язычеством. Полоцкие князья («Рогволожи внуки») принадлежали к местной знати и дорожили своими местными связями. Сам Всеслав никогда не пытался противопоставить себя вечу и в этом «преимущественно, кажется, и состояла особенная сила Всеслава, несмотря на многие неудачи и несчастья» (И. Д. Беляев. Рассказы из Русской истории. М., 1872, кн. IV, История Полотска, стр. 315—316). Его борьба против Новгорода имеет антицерковный характер. Он грабит в Новгороде Софию и опирается в борьбе против Новгорода на население его периферии — «вожан». Восстание киевлян 1068 г., благодаря которому Всеслав захватил в Киеве власть, также было отчасти связано с движением смердов и активизацией язычества. Еще А. А. Шахматов обратил внимание (А. А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, стр. 457) на то, что первый из собранных под 1071 годом рассказов о волхвах на самом деле относится к 1068 г. или к какому-то из лет перед тем (к 1064 г.?). Волхв угрожал «преступанием земель». Об этом самом преступании земель говорило посольство киевского веча к Святославу и Всеволоду: «мы же зло створили есмы, князя своего прогнавше, и се ведеть на ны землю Лядьскую, а поидете в град отца своего. Аще ли не хочета, то нам неволя, зажегши город свой, и ступити в Грецьскую землю». Итак, Всеслав действительно действует «на последок языческих времен». Здесь, как и во многих других местах, «Слово» точно в своих исторических упоминаниях.

връже Всеславъ жребий о дeвицю себe любу. Под девицей здесь разумеется Киев. Опершись в 1068 г. на восставших киевлян, чтобы взойти на киевский стол, Всеслав действительно играл своею судьбою — «кинул жребий». Он был в равной мере чужд восставшим горожанам и феодальной княжеской верхушке Руси. Он не имел реальной опоры ни в одном классе общества; оказавшись вознесенным из «поруба» на киевский стол, он смог удержаться всего семь месяцев («дотчеся стружиемъ злата стола киевьскаго»). Он только воспользовался случаем — «скакнул» к киевскому столу.

Тъй клюками подпръ ся о кони. Это место толковалось по-разному. Смысл его ясен, однако, если мы обратимся к историческим событиям вокняжения Всеслава в Киеве. Значение слова «клюка» может быть только одно в данном случае — хитрость; только это значение, а не шест или палка, зарегистрированы для XI—XIII вв. памятниками письменности. Хитрость Всеслава, которою он оперся на коней, заключалась в следующем: Всеслав пришел к киевскому княжению в результате восстания киевлян, потребовавших у киевского князя Изяслава коней и оружие: «Дай ... княже, оружие и кони». Этим-то требованием киевлянами коней и воспользовался Всеслав. Благодаря ему он оказался на киевском столе. Вот как излагаются те же события в «Киевской Руси» Б. Д. Грекова: «Вече хотело создать новую армию из той части населения, которая не имела ни оружия, ни коней, т. е. из массы городского и сельского простого люда. Изяслав отказался исполнить требование веча, и это послужило поводом к восстанию народных масс в Киеве... Освобожденный Всеслав стал киевским князем по воле веча» (Киевская Русь. М. — Л., 1944, изд. 4-е, стр. 288). Всеслав, следовательно, «подперся» о те кони, которые дал киевлянам. Ср. такое же отвлеченное значение слова «подперся», «подперъ» в обращении к Ярославу Осмомыслу: «подперъ горы угорскыи своими желeзными плъки».

и скочи къ граду Кыеву. Слово «скочи» имеет здесь двойной смысл: основной — «прыгнул» и дополнительный — «насильно захватил» Ср. это последнее значение слова «скочи» в Ипатьевской летописи под 1223 г.: «бе бо преже того (прежде поставления киевским митрополитом Ивана, — Д. Л.) пискуп Асаф во Угровьску, иже скочи на стол митрополичь и за то свержен бысть стола своего — и переведена бысть пискупья во Холм». Всеслав захватил киевский стол в 1068 г. в результате восстания киевлян против киевского князя Изяслава. Народ освободил Всеслава из поруба, находившегося внизу, под Ярославовым городом, откуда его повели на княжий двор, находившийся наверху.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".