Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 32
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
Уныша цвeты жалобою и древо с тугою къ земли прeклонилось. Ср. выше: «ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось». Сочувствие природы людскому горю, здесь и в других местах, отличается ярко выраженным народно-песенным характером.
полозие ползаша. Принимаем поправку Н. В. Шарлеманя — «полозие» вм. «полозию». «Полозие», т. е. «полозы», — вид крупной змеи, встречающийся в Приазовских степях. Принимаемое обычно разделение слова «полозию» на «по лозию» бессмысленно, так как сороки не ползают, тем более по лозине. Н. В. Шарлемань пишет: "«Полозие» и в настоящее время нередко встречается в Приазовских степях, а еще недавно, когда много было целинных степей, полозы водились в таком огромном количестве, что поселенцы бросали из-за них свои земли... Трудно вообразить, сколько их было в XII в., когда степь еще не была тронута человеком. Полозы, несмотря на свои крупные размеры (некоторые экземпляры доходят почти до двух метров в длину), быстро и бесшумно скользят среди степной травы. Автор «Слова» с большим знанием природы использовал эту особенность полозов, чтобы подчеркнуть тишину в степи во время бегства Игоря: все животные молчали и, не нарушая тишины, «полозие ползаша только»" (Из реального комментария к «Слову о полку Игореве». Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1948, стр. 121—122).
Дятлове тектомъ путь къ рeцe кажутъ. Н. В. Шарлемань пишет: «Дятлы, преимущественно весной, вместо пения или иных звуков, издаваемых в брачную пору птицами, «барабанят» крепкими клювами по сухим веткам деревьев. Этот громкий характерный звук слышно еще издали, иногда на несколько километров. В степи деревья растут только в балках — долинах речек. Издали не видно речки, запрятавшейся в ложбине, не видно и деревьев, растущих по ее берегам, однако издали слышен стук, издаваемый дятлами. Понимая значение этого признака присутствия деревьев, а следовательно, и реки, Игорь во время бегства из плена легко находил путь к воде, к зарослям, в которых можно укрыться. На родине Игоря, на Черниговщине, леса растут на возвышенных местах, там по стуку дятла не найдешь реки. С повадками дятлов в степной местности автор мог познакомиться в плену или во время побега» (Из реального комментария к «Слову о полку Игореве». Труды Отдела древнерусской литературы, VII, М. — Л., 1949, стр. 115).
Млъвитъ Гзакъ Кончакови. Небезинтересно, что, согласно Ипатьевской летописи, Гзак и Кончак также ведут между собой диалог, нападая на Русь: «и бысть у них котора: молвяшеть бо Кончак: «Пойдем на Киевьскую сторону, где суть избита братья наша, и великый князь наш Боняк», а Кза молвяшеть: «Поидемь на Семь, где ся остале жены и дети, готов нам полон собран, емлем же городы без опаса»; и тако разделишася надвое» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Это диалоги, разные по содержанию, однако и близкие внешне. В летописи XII—XIII вв. мы не встретим диалогов, подобных этим. Оба они ведутся одними и теми же людьми в разной, но схожей обстановке: во время преследования врагов (в первом случае русских вообще, во втором — Игоря Святославича).
К стр. 30
злачеными стрeлами. Стрелы княжеские или ханские иногда богато украшались и золотились. В таком случае их, обычно, после боя разыскивали. Ср. в былине «Дюк Степанович»:
Почему те стрелки дороги? Потому они дороги, Что в ушах поставлено по тирону, По камню по дорогу самоцветному; А и еще у тех стрелок Подле ушей перевивано Аравитским золотом. Ездит Дюк подле синя моря И стреляет гусей, белых лебедей, Перелетных, серых малых уточек; Он днем стреляет, В ночи те стрелочки сбирает.
(Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1933, стр. 16). |
Аще его (Владимира Игоревича, — Д. Л.) опутаевe красною дeвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дeвице. Так оно и случилось. Сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака, вернулся на Русь в 1187 г. с женой «и с дeтятемь» и здесь был обвенчан по церковному обряду (Ипатьевская летопись).
Рекъ Боянъ и Ходына, Святъславля пeснотворца стараго времени Ярославля, Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти головы...». Место это настолько испорчено, что не позволяет сколько-нибудь уверенно его исправить. Удовлетворительнее всего объясняется текст, если принять предложенное И. Е. Забелиным прочтение «ходы на» (так в издании 1800 г. и в Екатерининской копии), как «Ходына», и предположить в этом Ходыне певца вроде Бояна, а в «хоти» видеть двойственное число от «хоть» любимец (ср. это же слово в объяснении места «и с хотию на кров»). Это прочтение и принято нами в переводе. Слова Бояна и Ходыны противопоставлены разговору («стрекотанию») Гзы и Кончака. — «Каган» — титул владык хазарских и аварских, применялся иногда и к русским князьям в X—XI вв.
«Солнце свeтится на небесe, Игорь князь въ Руской земли»: дeвици поютъ на Дунаи, вьются голоси чрезъ море до Киева. Игорь eдетъ по Боричеву къ святeй богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели. Возвращающихся из походов князей жители обычно встречали, выходя им навстречу, пением славы. Описание таких встреч в летописи встречается не один десяток раз. Так, например, в Лаврентьевской летописи говорится, что когда Изяслав Мстиславич вступал в 1146 г. в Киев, «выидоша противу ему множество народа и игумени с черноризци, и попове всего города Кыева в ризах». В той же Лаврентьевской летописи рассказывается под 1176 г. о триумфальном въезде во Владимир Залесский князя Михалка Переяславского и Всеволода Юрьевича Суздальского. Перед ними вели захваченных ими колодников. Им навстречу вышли с крестами «игумени, и попове, и вси людье». Характерную сцену встречи князя Даниила галичанами рисует Галицкая летопись: «и пустишася яко дети ко отчю, яко пчелы к матце, яко жажющи воды ко источнику». За ними выходят епископ и дворские. Князь едет прежде всего в главный храм города, «обличает победу» свою и ставит свою хоругвь на главных воротах города (Ипатьевская летопись под 1236 г.). Возвращающихся с победою Даниила и Василька жители встречают пением славы: «и песнь славну пояху има» (Ипатьевская летопись под 1236 г.). Пением славы встречали после победы Александра Невского и псковичи. Таким образом, здесь в «Слове» изображена типичная картина возвращения князя: Игорь въезжает в город, ему поют славу, он едет прежде всего в храм. — Игорь вернулся из плена не в Киев. Он приехал в Новгород Северский. Оттуда отправился в Чернигов и только затем — в Киев. В «Слове» отмечен приезд Игоря только в Киев. Автор видит в Игоре не местного новгород-северского князя, а одного из русских князей, а потому и отмечает его приезд именно в Киев — в центр Русской земли.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33