Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 5
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
Времена Ярослава и его сыновей-союзников неоднократно идеализируются в «Слове». Более позднее время — время княжеских раздоров — символизирует собою фигура Олега «Гориславича». Впрочем, эта «периодизация» не имеет четких границ: время Всеслава Полоцкого, «вещего» князя (см. значение слова «вещий», стр. 377) — князя-кудесника называется «седьмым», т. е. последним, веком Трояна (значение «седьмого», как последнего, определяется средневековым представлением о числе семь: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь дней недели, семь возрастов человека и т. д.). Место «Слова», где говорится — «на седьмомъ вeцe Трояни връже Всеславъ жребий о дeвицю себe любу», следует понимать так: «На последнем веке языческом (на последок языческих времен) бросил Всеслав (князь язычник, князь-кудесник) жребий о девице излюбленной (о Киеве, который он хотел захватить, доверившись судьбе)». Времени неприкаянного князя-кудесника, князя-оборотня, носившего «язвено» всю жизнь (по свидетельству летописца), как нельзя более подходит это определение — «седьмого века Трояна», века умирающего язычества. — Что же означает в свете этого понимания Трояна выражение «Слова» «рища въ тропу Трояню»? Вряд ли эту «тропу» следует искать где-то конкретно: в каких-то конкретных тропах, дорогах, валах или памятниках зодчества. Поэтическая манера Бояна последовательно описана в «Слове» абстрактными, отвлеченными чертами: он растекается мыслию по древу, сизым орлом под облаками, он скачет по мысленному древу, летает умом под облаками. Он рыщет, следовательно, не по каким-то конкретным путям, а по путям божественным. Ведь Боян — внук бога Велеса, и не потому, что Велес «покровитель поэзии», а потому, что сам Боян «вещий» — он кудесник (см. комментарий к слову «вещий» стр. 377). — Троян как древнерусский бог в памятниках письменности XII в. упоминается в «Хождении богородицы по мукам» в списке XII в., изданном Срезневским: «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша» или: «И да быша разумели многии человеци, и в прельсть велику не внидуть, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна» (Летописи русской литературы, кн. V, вып. 2, стр. 5). — Остается только вопрос: откуда могло явиться само название бога Трояна? Здесь возможны различные предположения. Однако вряд ли установление этого что-нибудь уяснит в самом тексте «Слова»: важнее, чем происхождение слова «Троян», его значение, последнее же, как видно из вышеизложенного, более или менее ясно.
того внуку. После этих слов в издании 1800 г. и в Екатерининской копии стоит «Олга». В издании 1800 г. сказано, что «Олга» вставлено «для большей ясности речи». Слово «внук» часто означает в древнерусском просто «потомок». «Того внуку» может, действительно, означать потомка Олега «Гориславича» — Игоря, как думали первые издатели, но может означать и «потомка» — преемника Бояна, т. е. позднейшего поэта. Принимаю здесь, однако, предположение И. М. Кудрявцева (высказанное им устно и не опубликованное), что речь в этом месте идет о Бояне — внуке бога Велеса, о котором говорится ниже. Автор «Слова» говорит о Бояне — «того внуку», как о чем-то известном, а в дальнейшем разъясняет: «вeщей Бояне, Велесовь внуче». Действительно, во всем этом абзаце речь идет только о Бояне и о его поэтической манере (см. объяснительный перевод).
вeщей Бояне, Велесовь внуче. Велес, или Волос — «скотий бог» (Лаврентьев-ская летопись под 907, 971 и другими годами). Идолы Велеса-Волоса стояли в X в. в Киеве на Подоле, в Ростове, по преданию — в Новгороде и др. Повидимому, Велес-Волос считался также покровителем певцов-поэтов, пастушеским богом и богом поэзии одновременно. — Имена языческих богов упоминались, очевидно, в народной поэзии XII в., как, отчасти, они упоминаются еще и в народной поэзии нового времени (XVIII—XIX вв.). Однако, конечно, в XII в. языческие боги не были уже предметами верования и поклонения; они были символами определенных явлений природы, стихий, широкими обобщающими образами, и только (ср. роль античных богов в поэзии XVIII — начала XIX вв.). Фольклор в XII в. еще традиционно сохраняет свою связь с дофеодальным периодом исторического развития Руси, но переосмысляет и изменяет свое содержание в новых общественных условиях феодального общества, приобретает новое качество. В нем усиливаются элементы поэтические, ослабевают элементы религиозные. — В представлениях о древнерусских богах автора «Слова» характерно отражение пережитков древнего родового общественного строя. Люди и стихии — потомки, внуки богов; боги — деды. Боян — внук Велеса; ветры — внуки Стрибога; русский народ — внук Даждьбога.
Комони ржуть за Сулою, — звенить слава въ Кыевe. Половецкое войско было войском конным. Приближение конного войска степняков поражало обычно скрипом телег (ср. ниже: «крычатъ тeлeгы полунощи»), ржанием коней (ср. о приблизившемся к Киеву войске Батыя: «и не бе слышати от гласа скрипания телег его, множества ревения вельблуд его, и рьжания от гласа стад конь его»). — Сула была наиболее близкой и опасной к Киеву границей Половецкой степи. Желая подчеркнуть панегирический характер поэзии Бояна (об этом см. выше), автор «Слова» передает его манеру прославлять победы русского оружия: «только враги подошли к границам Руси, как слава русской победы над ними уже звенит в Киеве», что согласуется и с последующей фразой, гиперболически изображающей быстроту сборов русского войска. Следующий затем абзац противопоставляет этой самоуверенной батальной сцене Бояна действительное печальное начало похода Игоря — начало, омраченное грозным предзнаменованием.
за Сулою. Сула — левый приток Днепра ниже Переяславля Русского (Южного). В XII в. Сула была пограничной со степью рекой. В дальнейшем в «Слове» упоминается «Посулие» — земли по Суле.
трубы трубять въ Новeградe. — стоять стязи въ Путивлe. В Радзивиловской летописи трубачи, трубящие в трубы, изображены несколько десятков раз. Эти изображения позволяют видеть, в каких случаях в XI—XIII вв. прибегали к звукам труб. Начало мирных переговоров, выступление войска в поход — вот обычные поводы для изображения в миниатюрах трубящих трубачей. В данном тексте «Слова» трубные звуки в Новгороде Северском означают призыв к сбору войска, так как гиперболически быстрым ответом на него (в бравурной поэзии Бояна) является сбор войска в Путивле: «стоять стязи въ Путивлe» означает «стоят войска (под знаменами) в Путивле» (см. об этом ниже). Сборы войск трубными звуками обычны в летописи: «Изяслав же (Мстиславич) приеха в Киев, и тако ударяй у трубы, съзва кияны, и поиде ис Киева полкы своими противу Володимеру» (Ипатьевская летопись под 1150 г.; ср. также под 1151, 1152 и другими годами).
въ Новeградe. Здесь имеется в виду Новгород Северский — в Черниговской земле на реке Десне. Северским он называется потому, что находился в стране северян (одно из древнерусских племен). В летописи Новгород Северский впервые упоминается относительно поздно — в 1141 г. Значительным городом он становится только во второй половине XII в. Состоял Новгород Северский, как это видно из Ипатьевской летописи под 1152 г., из внутреннего города и острога. В Новгороде Северском находились обычно на княжении ближайшие кандидаты на черниговский стол. И, действительно, Игорь Святославич Новгород-Северский после смерти Ярослава Черниговского в 1198 г., занимает черниговское княжение (см. подробнее: М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М., 1946, стр. 96—97).
стоять стязи въ Путивлe. Слово «стяг» в переносном значении могло означать «полк», «войско». Ср.: «позрев же семь и семь и види стяг Василков стояще и доброе борющь и угры гонящу» (Ипатьевская летопись под 1231 г.). Здесь, конечно, в «Слове» также речь идет о войске.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33