Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Купить мебель из китая в интернет магазине bestmebel.net.
 

Мотив движения в "Слове о полку Игореве" и литературе Руси XII в


1-2-3

Г.Ю. Филипповский

Давно замечено, при всей своей монументальности «Слово о полку Игореве» буквально пронизано движением1. Мчатся всадники, летят птицы, рыщут звери, все переполнено звуками и отзвуками бурлящей жизни XII в. и прошедших времен. Все сферы бытия: пространство и время, земля, воздух и вода — все в «Слове» вместе с героями динамично связано в единый поэтический мир2.

Подвижную манеру своего рассказа о походе князя Игоря Святославича на половцев и исторических судьбах Русской земли автор «Слова» возводит к творческому авторитету дружинного певца XI в. Бояна3, который «растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы»4. Чаще других встречаются в «Слове» традиционно символизирующие быстроту передвижения образы волка5 («куряни сведоми къмети... скачють, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю славе») и соколиной охоты6 («пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, которыи дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми...»). По сути дела нет ни одного эпизода в «Слове», связанного ли с образами природы или параллельно с нею действующих героев похода 1185 г., других русских князей XI—XII вв. — Олега Святославича (Гориславича), Святослава Всеволодовича Киевского, Всеслава Полоцкого, Евфросинии Ярославны, где бы отсутствовал ярко выраженный пафос активности, деятельности, движения, бесспорно идущий в значительной степени от фольклора, эпоса.

Считая, что в своем ощущении времени «Слово» фольклорно7, Д. С. Лихачев вместе с тем отождествляет дистанцию во времени с исторической, вскрывает исторические корни мотива движения в «Слове о полку Игореве»: «Там, где в искусстве динамизм, там обычно вступает в силу и историческая тема, появляется обостренный интерес к истории. Движение в пространстве тесно связано законами стиля с движением во времени»8.

Уже в начале «Слова» задано столь характерное для него изображение движения не только в пространстве, но и во времени, в истории («летая умомъ под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы»)9. Однако не только эпические традиции Бояна — пером автора «Слова» водила сама жизнь, эпоха XII в., когда он жил и творил («по былинамь сего времени»). Она подсказала ему тот ритм атаки, под который невозможно подделаться, не испытав его («съ зарания въ пятъкъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и, рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы Половецкыя...»). Эпоха XII в. дала автору «Слова» исторические имена древнерусских князей XI—XII вв., указала и подлинного героя «Слова» — образ Русской земли, сквозь просторы и века истории которой проносит читателя в мгновение ока «панорамное зрение» автора10.

Мотив движения в «Слове» является не только элементом поэтики, выступающим как момент связи пространства и времени в поэтической структуре произведения. Влиявший на художественное своеобразие столь выдающегося памятника, как «Слово о полку Игореве», мотив движения не мог не выражать коренных, глубинных особенностей исторической эпохи XII в., а также ведущих тенденций литературного развития своего времени.

Русь XII в. как историческая эпоха характеризуется прежде всего неуклонным развитием феодальных отношений и расцветом русской культуры11. Строятся новые города, развиваются и старые городские центры, возникают новые княжества, многие из которых, например Владимиро-Суздальское, претендуют на ведущую роль в государственной жизни Руси12. Широкое градостроительство, в частности храмовое зодчество, развернулось по всей Русской земле, где происходит утверждение не только пришлых, но и своеземных политических и художественных вкусов и понятий. То, что принято называть периодом феодальной раздробленности XII в., было на деле временем стремительного развития Русской земли в целом и каждого ее княжества, каждого города в отдельности13. Сам темп развития русских княжеств, старых и молодых, самоутверждающихся, ставил их подчас в положение соперничающих или даже враждующих друг с другом14. Призывая князей к единению, автор «Слова» не мог не быть сыном своего беспокойного века, не отразить его динамику в виде сквозного текстового мотива движения.


1 1 См.: Лихачев Д. С. 1) «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы. — В кн.: Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985, с. 32—33; 2) «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени. — Там же, с. 51—55.
2 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. Главы: «Поэтика художественного времени»; «Поэтика художественного пространства», с. 209—356.
3 Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 410—414; Шарыпкин Д. М. Боян в «Слове о полку Игореве» и поэзия скальдов. — ТОДРЛ, Л., 1976, т. 31, с. 14—22.
4 Текст «Слова о полку Игореве» цит. по: Слово о полку Игореве. Л., 1967 (Б-ка поэта. Больш. сер.).
5 См.: Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, М.; Л., 1961, т. 17, с. 75—84.
6 См.: Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975, с. 183—184; Дмитриев Л. А. Два замечания к тексту «Слова о полку Игореве». — ТОДРЛ, Л., 1976, т. 31, с. 287—290. См. также: Ржига В. Ф. Из очерков по «Слову о полку Игореве». — Докл. и сообщ. филол. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, 1947, вып. 3, с. 71—75.
7 7 Лихачев Д. С. Представления о времени в «Слове». — В кн.: Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени, с. 260.
8 Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени, с. 55.
9 См.: Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII вв. Л., 1968, с. 18—19.
10 Термин Д. С. Лихачева. См.: «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени, с. 40—42. О теме Русской земли: Бугославский С. А. Русская земля в литературе Киевской Руси XI—XIII вв. — Учен. зап. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1946. Труды кафедры русской литературы, вып. 118, кн. 2, с. 3—26.
11 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и древнерусские княжества XII—XIII вв. М., 1982, с. 470; Воронин Н. Н. «Слово о полку Игореве» и русское искусство XII—XIII вв. — В кн.: Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950, с. 324—341 (сер. «Лит. памятники»); Лихачев Д. С. 1) Литература второй четверти XII — первой четверти XIII века. — В кн.: История русской литературы: В 3-х т. М.; Л., 1958, т. 1, с. 87—93; 2) Великое наследие, с. 138.
12 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и древнерусские княжества..., с. 476.
13 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и древнерусские княжества..., с. 470—472.
14 Греков Б. Д. Русь времен «Слова о полку Игореве». — В кн.: Слово о полку Игореве. Л., 1945, с. 18—19.

1-2-3

Предыдущая глава




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".