Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Искусство Киевской Руси на рубеже XII—XIII вв. Страница 2


1-2-3-4-5

Рис. 1.Несмотря на феодальную раздробленность Руси, ее архитектура развивалась в различных районах в тесной взаимосвязи, что становится особенно заметным в конце XII — начале XIII в., когда происходит в зодчестве существенный перелом1. Первым каменным сооружением Киевской земли и одним из первых на Руси, в котором четко проявились новые стилистические черты, была церковь св. Василия в Овруче, возведенная князем Рюриком Ростиславичем около 1192 г. Это четырехстолпный трехапсидный храм с примыкающими к западным углам двумя круглыми башнями; внутри стен на уровне второго этажа проходят узкие галереи; лопатки на наружных поверхностях стен сложнопрофилированные, как и имеющие по пять уступов порталы. Стены сооружения украшены вставками из больших камней со шлифованной поверхностью. В композиции преобладают вертикальные членения. Первоначально церковь имела ступенчато-повышенный башнеобразный верх с высоко поднятым барабаном2. Черты нового архитектурного стиля в более развитом виде сказались в церкви Апостолов в Белгороде, построенной тем же Рюриком Ростиславичем в 1195—1197 гг. Храм шестистолпный с тремя апсидами; барабан имел в плане овальную форму и был украшен снаружи по обмазке полихромной фресковой росписью (Раппопорт, № 38). Как полагает Ю. С. Асеев, над угловыми компартиментами нартекса находились боковые купола3.8 Церковь на Вознесенском спуске в Киеве, датируемая концом XII — началом XIII в., может оказаться той церковью св. Василия, которую соорудил в 1197 г. строитель двух предыдущих храмов на своем «Новом дворе»; она была четырехстолпной, с полукруглой центральной апсидой и полукруглыми изнутри, но прямоугольными снаружи — боковыми. Судя по форме плана, профилировке пилястр и строительной технике, храм принадлежит к той же группе построек (Раппопорт, № 20).

В конце XII в. в Киеве были осуществлены две не совсем обычные для древнерусского зодчества постройки: в 1199—1200 гг. Петр-Милонег, по воле князя Рюрика Ростиславича, «заложи стену камену под церковью святаго Михаила у Днепра, иже на Выдобичи» (подпорную стену), подробно описанную в летописи4, а при игумене Василии (1182—1197) построены «стены каменьны около всего Печерьскаго монастыря на тверде основе высокы и красъны»5. Теперь, после археологического изучения деревянных сооружений Подола, начинает вырисовываться и общий характер жилой массовой застройки Киева на рубеже XII—XIII вв.6

Черниговская архитектура этого же времени представлена рядом каменных церковных сооружений (Раппопорт, № 59—62). Среди них особо выделяются Благовещенская церковь, построенная князем Святославом Всеволодовичем в 1186 г., и Пятницкая церковь, возведение которой относится к концу XII — первой трети XIII в. Благовещенская церковь представляла большой шестистолпный трехапсидный храм с галереями с трех сторон, поднимавшимися во всю высоту здания; ее стены были сложены в равнослойной технике из красных кирпичей, а полуколонны на пилястрах — из желтых. Пол в центральной апсиде, среднем нефе и трансепте украшала мозаика, тогда как остальные части покрывали поливные керамические плитки. Интерьер храма украшали белокаменная резьба и фрески7. Пятницкая церковь на Торгу (Рис. 1. Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII — первая треть XIII в.) является одним из самых прославленных памятников древнерусского зодчества. Это четырехстолпный трехапсидный храм, средние членения фасадов которого завершаются полукруглыми закомарами стрельчатой формы, а боковые — закомарами в четверть круга; второй ярус закомар образуют подпружные арки; и наконец, декоративные закомары или кокошники в основании барабана служат как бы третьим ярусом. В западной части церкви существовали хоры, на которые вела лестница в западной стене; на уровне хор, с выходом на них, в северной и южной стенах существуют внутристенные ходы. Фасады храма украшают лента кирпичного меандра и полоса декоративных ниш; на апсидах находятся вертикальные тяги, как и на барабане, в аркатурное завершение которого, в нишки, вставлены терракотовые плитки. Наиболее существенной конструктивной особенностью храма являются уступчатые перекрытия ветвей архитектурного креста. В архитектурном облике сооружения, фасады которого построены по принципу динамического нарастания сложности элементов снизу вверх, заметную роль играют профилированные перспективные порталы, а также пилястры, ряды уменьшающихся кверху окон. Архитектура Пятницкой церкви носит живописный характер, усиливаемый яркой полихромией8.

Более скромными памятниками зодчества Северской земли конца XII — первой трети XIII в. служат выявленные археологическими исследованиями остатки храмов в Путивле, Новгороде-Северском и Вщиже, а также в Трубчевске (Раппопорт, № 65—68). Это четырехстолпные трехапсидные постройки. Церковь в детинце Путивля — с двумя полукруглыми в плане притворами, открытыми внутрь храма, благодаря чему последний получает характер триконха9. Собор Спасского монастыря в Новгороде-Северском имел три притвора, возможно, поднимавшиеся на полную высоту храма. К церкви во Вщиже с трех сторон примыкали галереи. Наружные плоскости большей части упомянутых сооружений украшены сложнопрофилированными пилястрами, завершающимися тонкой полуколонкой. Это, как и техника кладки, служит подтверждением того, что новое архитектурное направление наряду со столицами княжеств захватило и сравнительно небольшие города. Особенностью планов храмов указанного времени является их центричность, нередко соединенная с ярусной композицией, достигнутой повышенными сводами рукавов пространственного креста либо разномасштабностью соотношений между башнеобразным центральным объемом и пониженными притворами.


1 Раппопорт П. А. Некоторые вопросы истории архитектуры конца XII — первой половины XIII в. — Старинар, 1970, кн. 20, с. 340.
2 Раппопорт П. А. 1) Церковь Василия в Овруче. — Советская археология, 1972, № 1, с. 82—97; 2) Русская архитектура Х—XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982, № 40 (далее при ссылках в тексте — Раппопорт).
3 Асеев Ю. С. Собор Апостолів у Білгороді. — Образотворче мистецтво, 1970, № 1, с. 33.
4 Подробнее см.: Асеев Ю. С. Петро Милонег — видатний зодчий древньої Русі. — Вісник Академії архітектури УРСР, 1950, № 3, с. 38; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961, т. 2, с. 289—291.
5 Асеев Ю. С., Богусевич В. А. Воєнно-оборонні стіни XII віку в Киево-Печерській лаврі. — Вісник Академії будівництва і архітектури УРСР, 1952, № 1, с. 40—43.
6 Новое в археологии Киева, с. 103—114; Харламов В. О. Конструктивні особливості дерев’яних будівель Подолу Х—XIII ст. — В кн.: Археологічні дослідження стародавнього Києва. Київ, 1976, с. 47—55.
7 Рыбаков Б. А. 1) Древности Чернигова. М.; Л., 1949, с. 60—93 (МИА, № 11); 2) Благовіщенська церква в Чернігові 1186 року. — В кн.: Архітектурні пам’ятники. Київ, 1950, с. 50—63.
8 Подробнее см.: Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. — В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948, с. 13—34; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в г. Чернигове. — Советская археология, 1956, вып. 26, с. 271—292.
9 Богусевич В. А. Розкопки в Путивльському кремлі. — Археологія, 1963, вып. 15, с. 165—174; Рыбаков Б. А. Раскопки в Путивле. — Археологические открытия, 1965, с. 154—156.

1-2-3-4-5




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".