Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Искусство Киевской Руси на рубеже XII—XIII вв. Страница 2


1-2-3-4-5

Рис. 5.Одной из сложнейших художественных техник было искусство перегородчатой эмали. Оно представлено колтами, ряснами, бармами, медальонами, энколпионами и диадемами1. Исключительно тонкими по исполнению являются серебряные браслеты с изображениями русалий, а также птиц и зверей в технике гравировки и черни (Рис. 5. Орнаментика серебряных браслетов. XII в. (прорись).). Густой черно-бархатный тон черни применялся обычно в качестве фона, на котором контрастно выделялись своей позолоченной поверхностью изображения и орнаменты. По мнению Б. А. Рыбакова, специфическая тематика орнаментики браслетов, исключавшая помещение изображений христианских святых, была обусловлена предназначением этих изделий для «бесовских игрищ»2. Однако не исключено, что традиционная тематика в XII в. играла уже чисто декоративную роль, как и в иллюминации литургических книг.

Произведения торевтики Киевской Руси, датируемые последними десятилетиями XII в. и началом XIII в., по существу почти не известны, хотя они должны были составлять значительную часть продукции мастеров серебряного дела. Это объяснимо тем обстоятельством, что большая часть изделий, выполненных в технике чеканки, была связана с церковным обиходом и оказалась подвергнутой разграблению. Именно поэтому о произведениях приходится судить по единичным случайно уцелевшим образцам, таким, как медальон с полуфигурным изображением Богоматери Оранты (Рис. 6. Богоматерь-Оранта. Серебряный медальон. XII в. Гос. Исторический музей УССР (Киев).). В чеканных пластинах с христианской иконографией византинизирующие тенденции сохранялись более стойко, чем в произведениях светского характера. Отсюда и особые трудности в разграничении предметов византийского художественного импорта и изделий русских мастеров.

Светское течение в прикладном искусстве Киевской Руси рубежа XII—XIII вв. очень интересно, и притом довольно своеобразно, представлено не только браслетами, но и многочисленными перстнями, особенно имеющими на щитках изображения и владельческие знаки.

Рис. 6.Об искусстве золотной вышивки в Киевской Руси было известно главным образом благодаря письменным источникам, пока археологические открытия не показали, каким богатством орнаментальных композиций отличалось творчество мастерских шитья, в которых преимущественно трудились женщины3. Сейчас этот материал не вправе игнорировать ни один серьезный исследователь средневекового прикладного искусства.

При всем том, что мы ставили своей задачей дать самое общее представление о состоянии и развитии искусства Киевской Руси в эпоху «Слова о полку Игореве», оказалось возможным охватить далеко не все проявления духовной культуры на рубеже XII—XIII вв. По справедливому замечанию Д. С. Лихачева, «меньше других областей местные черты и местную замкнутость выработала в себе культура Киева XII в.»4. Рассмотренные нами материалы могут служить вещественным подтверждением этого тезиса. При выявлении того, что отличает русское искусство эпохи «Слова о полку Игореве» в целом5, и особенно светскую струю этого искусства6, становится более очевидной роль духовной культуры Киевской земли на рубеже XII—XIII вв. Нет никакой необходимости повторять то, что уже сказано в исторической литературе о месте Киева в политической системе русских княжеств указанного времени и об его экономическом развитии7. Искусство, как мы могли убедиться, находилось в состоянии расцвета, и в его судьбе роковую роль сыграло исключительно монголо-татарское нашествие, обрушившееся на Киев в декабре 1240 г.

По мере накопления материала и его планомерного изучения обогащаются наши знания о художественной культуре Киевской Руси. Постепенно становится все более очевидным, что мы имеем дело не с разрозненными произведениями и не с отдельными творческими удачами древних зодчих, художников и ремесленников, мастериц художественного шитья. Это лишь осколки зеркала большого творческого процесса, значение которого трудно преувеличить и переоценить.


Пуцко В. Г. Искусство Киевской Руси на рубеже XII—XIII вв. // Исследования "Слова о полку Игореве" / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 138—158.


1 Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975.
2 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство..., с. 106.
3 Новицкая М. А. 1) Гаптування в Київській Русі. — Археологія, 1965, вып. 18, с. 24—38; 2) Давньоруська гаптування з фігурними зображеннями. — Там же, 1970, вып. 24, с. 88—98; 3) Золотая вышивка Киевской Руси. — Byzantinoslavica, 1972, вып. 33, с. 42—50, табл. I—IX; Орлов Р. С. Давньоруська вишивка XII ст. — Археологія, 1973, № 12, с. 41—50.
4 Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве: Историко-литературный очерк. 2-е изд. М.; Л., 1955, с. 22.
5 Воронин Н. Н. «Слово о полку Игореве» и русское искусство XII—XIII вв. — В кн.: Слово о полку Игореве Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 320—351; Алпатов М. В. Русское искусство эпохи «Слова о полку Игореве». — В кн.: Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967, т. 1, с. 63—75.
6 Грабар А. Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве». — ТОДРЛ, М.; Л., 1962, т. 18, с. 233—271.
7 См.: Толочко П. П. 1) Древний Киев. Киев, 1983; 2) Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII—XIII веков. Киев, 1980.

1-2-3-4-5

Следующая глава




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".