Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Биографии > Крылов И.А.
 

Крылов Иван Андреевич


Иван Андреевич Крылов (02.02.1769 года, или, по другим источникам, 1768 г.), Москва - 09.11.1844 г., Петербург) – русский писатель, журналист, баснописец.

Иван Крылов родился в семье армейского офицера, который сумел выслужиться из солдат. Детские годы будущего писателя прошли на Урале и в Твери (сейчас Калинин). Юноша рано узнал что такое бедность. Ещё подростком из-за нехватки денег он был вынужден поступить подканцеляристом на службу. После переезда в Петербург в 1782 году Крылов стал служить в Казённой палате мелким чиновником. Несмотря на отсутствие систематического образования, Крылов восполнял пробелы в знаниях самостоятельным изучением математики, литературы, итальянского и французского языков. В четырнадцать лет написал комическую оперу «Кофейница» (1782 г.). В ней Крылов живо изображает нравы провинциального крепостничества.

В 1786 – 1788 годах были созданы комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», которые высмеивали развращённость и пустоту столичного дворянства, а также трагедия «Филомела», направленная против деспотизма. В 1789 году Крылов начинает издание журнала «Почта духов», в котором печатает свои сатирические письма, смело обличающие пороки светского общества и бюрократические злоупотребления. В журналистской деятельности, также как и в повести «Каиб» (1792 г.) и прочих прозаических произведениях Крылов является продолжателем просветительской сатиры Н. И. Новикова. Отважная сатира Крылова вызвала недовольство Екатерины II. Из-за реакции императрицы писателю пришлось прекратить публицистическую деятельность и на несколько лет уехать в провинцию. В 1799 – 1800 годах была написана злая антиправительственная «шуто-трагедия» «Трумф» («Подщипа»), которую размножали рукописными копиями.

Крылов смог вернуться в Петербург только в 1806-м году. В 1806-1807-м году драматург написал комедии «Урок дочкам» и «Модная лавка», которые высмеивали дворянскую галломанию. Произведения пользовались большим успехом. В 1812 – 1841 году Крылов служил в императорской Публичной библиотеке помощником библиотекаря. В 1809-м году он выпускает свою первую книгу басен, которая свидетельствовала о начале активной работы Крылова-баснописца. Басни Крылова известны, по словам Н. В. Гоголя, как «…книга мудрости самого народа». Язык, неиссякаемый и живописно богатый, подлинная народность характеризуют творчество Крылова как вершину развития русской басни и ставят баснописца в ряд мировых корифеев данного жанра. А. С. Пушкин видел в баснях драматурга глубокое национальное своеобразие, которое он усматривал в "... веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться...". В отличие от своих предшественников, для басен которых был характерен дидактический момент – мораль, Крылов создал басню – комедийную сценку и басню-сатиру.

О басне драматурга «Крестьянин и овца» В. Г. Белинский писал, что это «... поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц...".

В этом и заключались основы реализма Крылова. Басни писателя выразили отношение народа к социальной несправедливости. Многие из них прямо обличают деспотизм самодержавия и хищничество чиновной бюрократии («Мор зверей», «Рыбьи пляски», «Волки и овцы» и др.). Конечно, нельзя не признать, что в баснях «Колос», «Конь и Всадник», которые содержат оправдание смирения перед власть имущими, прослеживается непоследовательность политических взглядов Крылова. Но всё же непреходящей основой его творчества является глубокий демократизм, осуждение фальши и эгоизма светского общества, выражение нравственного народного идеала (басни «Листы и корни», «Крестьяне и Река» и др.). Верой в духовную силу народа проникнуты басни на тему Отечественной войны 1812 года («Волк на псарне», «Раздел», «Ворона и Курица» и др). В противовес традиционному схематизму басенного жанра, аллегорически-условные персонажи крыловских басен несут в себе разные человеческие черты. Они помещены баснописцем в широкую панораму русского общества, представляя различные социальные слои – от царя до пастуха.

С баснями Крылова в русскую литературу вошла живая народная речь. Всё творчество Крылова-баснописца органически взаимосвязано с художественным миром русского фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Крыловские басни в свою очередь внесли в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых также превратились в пословицы. Язык крыловских басен стал примером для А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и прочих знаменитых писателей. Меткими выражениями и образами басен Крылова пользовался В. И. Ленин. Произведения баснописца переведены более чем на пятьдесят языков мира.




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".