Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Стилистический и лексический комментарий к «Слову о полку Игореве». Страница 20


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51

Снова место битвы с половцами «поле незнаемо» предстает в метафорическом образе пашни: Чръна земля подъ копыты, костьми была посеяна, а кровию польяна; тугою взыдоша по Рускои земли! Еще раз автор вернется к этой земледельческой метафоре, вспоминая времена Всеслава Полоцкого, битву на Немиге 1067 г.: На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ. В первых трех эпизодах «Слова» земледельческая метафора представлена лишь образом сеяния и всхода посева. В воспоминаниях о битве на Немиге появляется образ битвы — смерти — жатвы (см. об этом ниже, стр. 162). Для литературы XI—XII вв. употребление глагола «сеяти» в переносном значении было хорошо знакомо. Корни образа «сеяния» в таком понимании можно обнаружить еще в ветхозаветных книгах, полное развитие он получил в евангельских притчах, отсюда перешел в византийское и русское учительное и торжественное ораторство и гимнографию. Здесь широко представлены сочетания глагола «сеять» с отвлеченными понятиями. В Изборнике Святослава 1073 г. находим немало примеров применения этой метафоры: «...яко же бо и ратаи сее не на просте тъчию земли, нъ на добре, да ему плод створи, тако же лепо есть сеяти добро створение благоверьныя и духовьныя, да суштее тех доброплодьемь мольбами получиши» (л. 90 об.); «еже бо сееть человек, то же и пожьнеть, яко сеяи в тело свое от плъти, пожьнеть тълю, сеяли же в дух от духа, пожьнеть жизнь вечьную» (л. 55 об. — 56); «аште бы греха не въсеял, то не бы в дому его тьрние и вълчець въздрасл» (л. 69). В Изборнике Святослава 1076 г. также образ сеяния встречается нередко в сочетании и с положительными и с отрицательными понятиями: «Зълыя мысли выметаи, а добрыя сеи» (л. 66 об.); «не сеи на браздах неправьды и не пожьнеши их седмерицею» (л. 141); «сеяи с благословлениемь, и с благословлениемь пожьнеть жизнь вечьную» (л. 275 об.) и т. д. Метафорический образ сеяния-жатвы вошел в торжественную стилистику похвал Владимиру I Святославичу и Ярославу Мудрому — в первой этот образ отнесен к распространению христианства на Руси, во второй — к насаждению книжной культуры. В похвале Владимиру в переносном значении истолкованы все главные виды земледельческого труда: «...истерзав лестное терние... взорав крещеньем Русскую землю... насеявы святыми книгами, от них же жнють Русьстии сынове...» (Н. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915, стр. 16). Ярослав представлен «пожинающим» то, что его отец «насеял» (Лавр. лет., 1037 г.). Кирилл Туровский в «Слове» «на новую неделю» широко использует образы труда «ратаев». — растяшеть соединяется с отвлеченным понятием в языке Флавия: иудейская ненависть «растяше всюде» (стр. 438); «страсть растяше» (Флавий, стр. 397). Наличие указанных литературных параллелей указывает, что даже в том случае, если в народной поэзии XI в. уже был создан образ битвы-жатвы, автор «Слова» был знаком с метафорическим истолкованием всего круга земледельческих работ и в литературе. Широко развивая метафоры этого типа, он не отрывался, следовательно, от общей стилистической традиции своего времени. Если в народной поэзии только поле битвы сопоставлено с «пашней», то в «Слове» усобицами засеяна вся Русская земля, и гибнут на этой обширной «пашне» не только сражающиеся, но и вся жизнь Даждь-Божа внука — имущество мирных жителей, которым и «веци скратишась».

Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане — см. выше, стр. 74—75.

Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь — «ростовци и суждальци давнии» (Лавр. лет., 1176), «давных людии» (Договорная грамота 1301—1302 г.: Срезневский, I, 623). — великыи Ярославь. — Здесь и далее (Святославь грозныи великыи... великии Святъславь) великыи — эпитет прославляющий сочетается прямо с именем князя в отличие от эпитета этикетного «великыи князь»: «Болеслав Великыи» (Пов. врем. лет, 1030 г.: Словарь, 1, 100), «Святослав великыи Всеволодиць» (Новг. I лет., 1180 г.: там же). В словах звонъ слыша автор, очевидно, имеет в виду и реальный звон оружия собирающегося в поход в Тьмуторокани Олега, и слухи об этом походе. Таким образом, стилистически этот оборот может быть сопоставлен с выражением в переводе Флавия: «И еще бо звенять прегрешениа наша в ушию всех; мню же, яко и по нас будеть се звон» (стр. 459). И здесь имеется в виду «звон» — слух о «прегрешениях» жителей Иерусалима, о которых напоминает им в своей речи Елеазар.

Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Чернигове — так лаконично пояснил автор, что Владимир Мономах не хотел верить «звону» готовившейся против Чернигова «крамолы» Олега Святославича. Параллель к выражению уши закладаше имеем у Флавия: Иосиф увещевает иудеев, а они «заградивше уши отчаанием» (стр. 309), воины римские «гневом затвориша уши» (стр. 417). В учительной литературе находим близкие словосочетания: «Затваряяи уши свои яко же не слышати ништааго» (Изборник Святослава 1073 г., л. 84). В той же цитате в Пандектах Антиоха XI в. употреблен синоним: «Затыкаеть уши свои» (Срезневский, I, 954). Таким образом, закладаше уши в «Слове» — еще один пример синонимического выражения с тем же значением. — по вся утра. — Сочетание предлога «по» с винит. пад. для обозначения повторения действия в определенное время известно с XI в. — в Остром. ев.: «по вься лета», «по вься дьни», и в русских памятниках с того же времени (примеры: Срезневский, II, 982).

Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе. — Отчество Вячеславлича ср.: «Михалко Вячеславичь» (Лавр. лет., 1129 г.), «Косту Вячеславича» (Новг. I лет., 1236 г.: Словарь, 1, стр. 153). — Здесь судъ обозначает смерть — в Поучении Владимира Мономаха: «Братцю моему суд пришел»; там же автор добавляет: «Суд от бога ему пришел»; то же значение в переводной литературе: «последний сий судом постижен бысть», «аще же кто шед противу саму, судом падеть» (Флавий, стр. 403, 410). Автор «Слова» укоризненно замечает, что на смерть обрекла князя его слава, т. е. похвальба: вопреки предупреждению своего союзника Олега Святославича он пошел против четырех князей. Лавр. лет., рассказывая об этом, прямо связывает смерть Бориса с этой похвальбой — «первое убиша Бориса, сына Вячеславля, похвалившегося велми» (1078 г.). В том же значении «похвальба, хвастовство» слово «слава» употреблено в летописном рассказе 1249 г. в Галицк. лет.: «Богу же не услышавшу славы его, приде на(нь) Данило», (речь идет о том, как «Филя» хвалился: «Русь тщиви суть на брань, да стерпим устремления их, не стерпими бо суть на долго время на сечю». «Гордый Филя» был разгромлен войском Даниила).

и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. — Убитый Борис представлен как герой народного эпоса лежащим на траве; хотя текст «Слова» в этом месте явно испорчен перепиской, но этот образ все же проступает сквозь него. Считать ли Канину названием ручья, или видеть в этом слове испорченное «ковылу», ясно одно: «зелена паполома» — это трава, на которую упал убитый князь, он лег на нее как на разостланное покрывало. Сочетание постла с винит. пад. известно с XI в.: «Мъножаише же народи постьлашя ризы своя на пути» (Остром. ев.: Срезневский, II, 1271); «сверзи ковер ли, что ли, что постьлати или чим прекрыти господина нашего» (Ипат. лет., 1175 г.) — «паполома» — «простерше паполому на одре, положать и» (Новг. Кормчая 1280 г.). В Лавр. лет. под 1152 г. говорится, что Юрий Долгорукий с союзниками «поидоша к Чернигову и перешедше Снов и сташа у Гуричева близь города, перешедше Канин». По мнению К. В. Кудряшова, с Канином «Слова» можно отождествить небольшую речку, впадающую в Десну в 2 километрах восточнее Чернигова (К. В. Кудряшов. Половецкая степь. М., 1948, стр. 78); под Черниговом же находилась и Нежатина Нива — место сражения 1078 г. О названии Канина (Канин) см. также: Словарь, 2, стр. 176—178. Не вполне ясно, что разумеет здесь автор «Слова» под «обидой Олговой»: то ли, что Борис вместе с Олегом пошли против Всеволода Ярославича Черниговского за то, что он в 1077 г. вывел Олега из Владимира Волынского, или то, что Борис отклонил желание Олега помириться с дядьями («стрыема») и самовольно начал битву.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".