Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Стилистический и лексический комментарий к «Слову о полку Игореве». Страница 32


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51

уже тресну нужда на волю. — Глагол «треснути» и производные от него относятся к удару грома; в Ипат. лет. под 1249 г. находим: «От грома тресновение бысть», но «тресновение» и без упоминания грома обозначает тот же удар, поражение молнией. Очевидно, нужда — насилие половцев в представлении автора «Слова», тресну, т. е. ударила на свободу русских князей с такой же силой, с какой поражает молния (Срезневский, III, 1028). — на волю — «предажь тело свое на наготу, волю на попьрание» (Изборник Святослава 1076 г., л. 35); « и вда им (новгородцам) волю всю и уставы старых князь» (Новг. I лет., 1209 г.: Срезневский, I, 298).

уже връжеса Дивь на землю. — О конструкции с начальным уже — см. выше, стр. 78—79. — връжеса... на — «вьржеся на тело блаженааго» (Житие Бориса и Глеба: Словарь, 1, 104), но есть и сочетание с предлогом «с»: «Вержеся с высоты» (Флавий, стр. 231—232). — Дивь — см. выше, стр. 76. — на землю — «съпадъше на землю с горы» (Григорий Назианзин, XI в.: Срезневский, I, 972).

Се бо Готския красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ. — В. В. Мавродин дает такое объяснение этого эпизода: «...крымские готы или готы-тетракситы» жили в XII в. «на Тамани и южнее ее по берегу Черного моря. Следовательно, готы-тетракситы жили и в Тмутаракани... поход Игоря Святославича угрожал не только половцам, но и готам. Поход был предпринят не в Крым, а на Дон, Лукоморье, на Тмутаракань. Поэтому напрашивается вывод о готах-тетракситах, столь радостно встретивших весть о Каяле» (Очерки истории левобережной Украины. Л., 1940, стр. 267). Форме Готския соответствуют: «Гъцк берег» (Грамота 1189—1199 г.: Словарь, 1, стр. 175), «Гочкого берега» (Грамота 1229 г.: там же). — на брезъ синему морю — С. П. Обнорский выделяет как «постпозитивное употребление дательного принадлежности» (Очерки, стр. 165). — синему морю — см. выше, стр. 113. — красныя девы — см. выше, стр. 83. «изидоша девы ликоствующе на сретение Давидови... с радостию и гусльми» (книга Пророчеств, цит. по кн.: Перетц2, стр. 294). — въспеша — см. выше, стр. 62. — звоня — «яко звоня» (житие Андрея Юродивого: Срезневский, I, 964). — златомъ — см. выше, стр. 118. поютъ время Бусово — «пети» с винит. пад. в значении «прославлять, воспевать» — «достойно и праведно тя пети» (Служебник Варлама XII в.: Срезневский, II, 1790). — время Бусово — предполагается, что это время антского князя IV в. Бооза (Боса, Боуса, Буса) (см.: Д. С. Лихачев. Истор. и полит. кругозор, стр. 27).

лелеютъ месть Шароканю. — лелеютъ — см. выше, стр. 66. — месть Шароканю — о первой победе русских над Шаруканом Комиссионный список Новг. I лет. рассказывает под 1068 г., когда у Снови «одоле Святослав... а князь их яша Шарокана в 1 день ноября». Еще раз в Ипат. лет. под 1106 г. сообщается о нападении на Русь половцев: «Том же лете прииде Боняк и Шарукань старыи». В той же летописи под 1185 г. воспроизведены слова хана Кончака к хану Гзе, сказанные после поражения русских: «Поидем на Киевьскую сторону, где суть избита братиа (наша) и великыи князь нашь Боняк». Отсюда Д. С. Лихачев делает вывод: «Мысль о мести за хана Шарукана могла еще жить в надеждах половцев в 1185 г.» (Истор. и полит. кругозор, стр. 27). — слово месть известно с XI в. (примеры: Срезневский, II, 235).

А мы уже, дружина, жадни веселия. — В значении «желать напрасно, жаждать, нуждаться» глагол «жадати» и производное «жадный» есть уже у митр. Илариона: «Щедроты, яже... к сиротам и... к жадным»; у Кирилла Туровского в разных сочетаниях с родит. пад.: «Овчая купели жадаеши»; «жадаяи бог нашего спасения»; в Новгородской Триоди до 1226 г. — «жадаю исцеления» (все примеры: Срезневский, I, 839). В «Слове о Лазаревом воскресении»: «А того есми, дружино, много дни жадали». — веселия — «Чяшю принося к устом помяни давъшаго на веселие» (Изборник Святослава 1076 г., л. 263 об.); «мед в веселие дано бысть богъмь» (там же, л. 268 об.).

Тогда великии Святъславъ изрони злато слово слезами смешено и рече. — К сочетанию изрони... слово дает параллель повесть об Акире: «Напрасно человек в воборзе изронить слово и после каеться» (стр. 37). — Для сочетания злато слово имеем ряд аналогий в русском тексте Минеи 1097 г. под 13 ноября в службе Иоанну Златоусту: «Златыими словесы украсил еси божию церковь» (стр. 364); «озлатим Иоана вся злащьшаго златыми словесы» (стр. 366). Отсюда и эпитеты Иоанна, сложенные из этих двух слов: «Златослове» (стр. 363 и 369), «златословесъна» (стр. 366). Ср. у Иоанна «златообразъныи язык» (стр. 365), его «книгы златописаны» (стр. 363), он «вся позлатив словесы своими» (там же). Учитывая авторитет, каким пользовался Иоанн Златоуст как автор широко известных в XI—XII вв. слов и поучений, следует думать, что церковную службу этому святому книжные люди этого времени помнили хорошо. Как в «Слове», так и в летописной повести о походе Игоря в Ипат. лет., Святослав, узнав о поражении молодых князей, «утер слез своих». Эта черта чувствительности не была в конце XII в. новинкой в изображении князей. В летописи они в течение всего изложения событий XII в. не только «со слезами» молятся в ответственные моменты, «плачем» провожают умерших родных, но иногда проливают слезы и произнося речи о каких-либо огорчивших их событиях. Так, Владимир Мономах, узнав об ослеплении Василька Теребовльского, «ужасася и въсплакася вельми и рече: Сего не было есть у Русьскои земли» (Ипат. лет., 1097 г.), Святослав Всеволодич, узнав о пленении Игоря Олеговича «прослезивъся рече, послав к Юргьви у Суждаль братома: „Всеволода бог поял, а Игоря Изяслав ял“» (1146 г.); «прослезився» и Изяслав при вести об убийстве Игоря «и рече: аще бых ведал оже сяко сему быти, то аче бы ми и далече того блюсти отслати» (1147 г.). В воинском стиле «Истории» Иосифа Флавия также встречаются речи, произносимые со слезами. Так, например, Иосиф «глагола с рыданиемь и со слезами» в римском лагере Иоанну (стр. 405) и даже окончил речь «с хлипанием»; «исполнив очи слезы», произносит речь Иоанн (стр. 330). Таким образом, злато слово слезами смешено, произносимое Святославом, — образ, находящий опору в историческом стиле XII в.

О, моя сыновчя. — Примеры на слово «сыновець» — «племянник» в летописи встречаются с известия 986 г., в переводной литературе — с XI в. (Срезневский, III, 71). В «Слове» сыновчя — младшие князья по отношению к старшему, по родству же Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава.

Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати. — Рано — «чадо, рано тебе о ловех звериных мыслити» (М. Сперанский. Девгениево деяние. Пгр., 1922, стр. 159). — цвелити — «ать иная детии не цвелить», так завещает умирая жена мужу, на ком ему следует жениться (Ипат. лет., 1262 г.). С этим значением «обижать» связаны и глаголы «росцвелити», «росквелити» — «причинить горе»: «росцвели нас» в «Лестнице» Иоанна Синайского XII в. соответствует греческому «огорчать»; «Аз есмь, его же вы розъквелисте, и господь утеши мя» (Палея: Срезневский, III, 166, 174). Опираясь на значение в украинском языке слова «цвілити» — «стегать, хлестать», Св. Гординський предлагает именно этим значением переводить выражение «Слова» мечи цвелити (стр. 336). — славы искати — см. выше, стр. 68.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".