Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Стилистический и лексический комментарий к «Слову о полку Игореве». Страница 5


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51

Наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую. — В «Откровении Мефодия Патарского»: «Царь Елиньск ...наведеть мечь на не (на Измаильтян)» (стр. 97). — Термины «земля Половецькая» и «земля Руськая» употреблены здесь в широком значении «страна, народ». В этом значении в «Слове» «земля Половецкая» названа в рассказе об успешном походе Святослава, в описании битвы, в «златом слове» Святослава, в призыве к Ярославу и «внукам Всеславлим», в плаче Ярославны, в описании бегства Игоря из плена. Именно в этом же широком понимании термин встречаем в Поучении Владимира Мономаха: «Олег на мя приде с Половечьскою землею»; в Лавр. лет. под 1139 г.: «По том же лете приде Половечская земля вся и князи Половечские вси на мир»; под 1203 г.: «Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею». В соответствии с практикой, закрепленной с начала XI в. и в деловом, и в летописном языке, свое государство автор «Слова» всегда называет «Русская земля» (см. примеры из памятников XI—XIV вв.: Срезневский, I, 972—973), противостоящая «земле Половецкой». Термин этот так прочно закрепился, что проник даже в старший образец русской гимнографии — службу Борису и Глебу XI в., где братья названы «земли Русьскыя удобрение» (Жития Бориса и Глеба, стр. 137). В таком же смысле употребил этот термин писец Изборника Святослава 1076 г. в заключительной записи: «Кончях книжькы сия... при Святославе, князи Русьскы земля» (л. 276). Как отметил Д. С. Лихачев (Истор. и полит. кругозор, стр. 39), в «Слове» в это понятие «Русская земля» входит не только Киевская Русь (что было довольно типично для XII века), но все русские области, даже те, которые в это время утратили политическую связь с собственно Русским государством. Так Тьмуторокань продолжает осознаваться как русская область, реки Дон и Донец, протекавшие по местам кочевий половцев, но частью по берегам заселенные русскими, принимают участие в событиях на стороне русских: Дон зовет князей в поход, Донец помогает Игорю бежать из плена. На берегу Дуная в русских селениях поют славу Игорю. Призыв «за землю Русьскую» известен уже по тексту Пов. врем. лет; повторяется он и в Киевск. лет. XII в.: «Мы умираем за Рускую землю головы свое сложити» (Ипат. лет., 1155, 1170 гг.).

О Бояне, соловию стараго времени! — В русской литературе с XI в. был знаком эпитет «соловей» именно в приложении к поэту: в Минее служебной по русскому списку 1096 г. известный византийский поэт Феофан, автор церковных песнопений, именуется «соловий добрепесньны» (октябрь, стр. 82). Так уточняется общее сравнение «поющих песнь», славящих «господа» «церковных чинов» с «доброгласьными птицами», какое дает Кирилл Туровский в «Слове на антипасху»: «Ныне вся доброгласьныя птиця церковных ликов гнездяще веселятся, иже суть церковнии чини... и свою каждо поюще песнь, славят господа» (Калайдович, стр. 23). Сравнение голоса соловья с человеческим голосом находим в житии Варлаама и Иоасафа, которое было переведено на Руси в XI—XII в., а отдельные притчи в болгарском переводе стали известны уже в XI в. и рано были включены в Пролог. Среди этих, читающихся в Прологе, притч известна «о славии притча», где читаем: «...въдан бысть славиевы глась члвчьскь» (цитата по списку XIV в. Архив Исторического института Загребской Академии наук — сообщена Д. С. Лихачевым). — Определение стараго времени соответствует «старым словесам» времени Бояна и наименованиям старыми князей X—XI . вв. (Владимира I и Ярослава).

А бы ты сиа плъкы ущекоталъ. — А бы — «Сь а бы был пророк, ведел убо къто... прикасаеться емь» (Остром. ев.: Словарь, 1, стр. 33); «налезем князя собе. И рече к ним Святослав: А бы пошел кто к вам» (Пов. врем. лет, 970 г.: там же). — После Задонщины, где глаголу «ущекотал» соответствует «выщекотал» и «пощекотал», старший пример глагола того же корня имеем от 1666 г.: «Соловей... начал посвистывать по обычаю и защекотал и запел» (Перетц1, стр. 146). «Слово» знает и существительное щекотъ (щекотъ славии). — Слова сиа плъкы указывают, что этот эпизод первоначально следовал за фразой: наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую.

скача, славию, по мыслену древу. — Срезневский не дает других примеров на сочетание глагола «скакати» с предлогом по — им отмечены для старшего периода лишь предлоги «от», «черес», «сквозе» или беспредложное употребление этого глагола (III, 362—363). — В Шестодневе есть славянская форма «славии»: «Славие же поюще» (Срезневский, III, 406). — мыслену древу — параллели в языке Минеи 1095—1097 гг.: «Цвет мысльный прозяб» (октябрь, стр. 54); «солнце мысльное» (октябрь, стр. 58); «мысльная светильника» (октябрь, стр. 91); «на камене мысльнемь» (октябрь, стр. 141); «щит мысльный» (октябрь, стр. 191); «лоза мысльная» (октябрь, стр. 195); «мысльный ковьчег» (сентябрь, стр. 082). Д. В. Айналов (Замечания к тексту «Слова о полку Игореве». — Сборник к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. М. — Л., 1934, стр. 184—189) сопоставляет «мыслено древо», «древо», по которому поэт растекашется мыслию, с библейским райским «древом разумным»; митр. Никифор в послании Владимиру Мономаху упоминал его: «Аще бо первое Адам праотец постил бы ся от древа разумного» (ср. в Слове Григория Назианзина XI в.: «Древом разумьным не вредися»). В. Ф. Ржига предложил сопоставить «мысленое древо» с древом поэзии у исландского поэта X в. Эгиля Скаллагримсона: «Из храма слов (из уст) вырастает у меня древо песен, покрытое листвою славы» (В. Ф. Ржига. «Мысленое древо» Слова о полку Игореве. — Там же, стр. 110—111).

летая умомъ подъ облакы. — Образ полета мысли дает Шестоднев, который говорит, обращаясь к человеку: «Мыслию възидеши к богу невидимуму, како ли ты сквозе храм пролета ум и всю ту высость и небеса скорее мъжения очнааго прилетев» (л. 199). В Изборнике Святослава 1076 г. сходный образ: «Уши укланяя от зла слышания, умьнымь же въину прилетая к шюмению святыих словес» (л. 8 об.). Митрополит Никифор в послании Владимиру Мономаху так обращается к нему: «Ум твой быстро летаеть и не убежить ему пишемое» (так был переведен греческий оригинал этого послания — см. о нем в кн.: акад. А. С. Орлов. Владимир Мономах. М. — Л., 1946, стр. 48—53). В слове Климента Словенского: «Горе възлетати умъмь»; Макарий Римский «высок мыслью; летаи мыслью под небесем, яко орел» (цит. по кн.: Перетц1, стр. 138). Даниил Заточник: «Бых мыслию паря, аки орел по воздуху» (стр. 22).

свивая славы (м. б., славию) оба полы сего времени. — свивая — «сьвиваяи и небо акы кожу» (Супрасльск. рук., л. 179). Срезневский отмечает для старшего периода лишь глагол «съвити» в значении «сплести, сшить»: «...яко одеяло съвиеши» (Кирилл Иерусал. XIII в.: III, 658). — славы — в значении «прославляющие песни» см. выше, стр. 50. — Примеры на выражение оба полы Срезневский дает с XI в. и в деловом и летописном языке, и в переводной литературе. Однако сочетания с существительным «время» среди этих примеров не встречается (есть «оба полы» звезды, круга, креста, земли и т. д.: Срезневский, II, 1145). О поправке славы на славию см.: Перетц1, стр. 147.

рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы. — Оборот «ристати в» с винит. пад. известен с XI в.: «...а к тому не ристати в пустыню» (Супрасльская рук.: Срезневский, III, 124). — тропу — это слово отмечено Срезневским лишь в документе 1530 г. (III, 1002). Свод толкований выражения въ тропу Трояню см. в статье Н. С. Державина «„Троян“ в „Слове о полку Игореве“» (Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М. — Л., 1941, стр. 7—51) и А. Болдура «Троян „Слова о полку Игореве“» (ТОДРЛ, т. XV, 1958, стр. 7—35). «Троян» называется в числе славянских богов в русском списке XII в. «Хождения богородицы по мукам»: «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша» (Н. С. Тихонравов. Памятники отреченной литературы, т. II. М., 1863, стр. 23). — чресъ ... на — ср в Житии Феодосия Печерского: «...пресыпатися еи (муке) чрес стену на землю» (Успенск. сб. XII в., стр. 81).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".