Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

ремонт скважины на воду
 

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая


1-2-3

Князь великий Дмитрий Иванович1 со своим братом, князем Владимиром Андреевичем2, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича3. Поведали нам, брат, что царь Мамай4 пришел на быстрый Дон, на Русскую землю, и идет к нам в землю Залесскую5. Пойдем, брат, в северную сторону — удел сына Ноева Афета6, от которого пошла Русь православная. Взойдем на горы Киевские, взглянем на славный Днепр, а потом и на всю землю Русскую. А оттуда посмотрим на земли восточные — удел сына Ноева Сима, от которого пошли хинове7 — поганые татары, басурманы. Вот они на реке на Каяле8 и одолели род Афетов. С той поры живет Русская земля невесело, а от Калкской битвы до Мамаева побоища тоской и печалью покрылась, плача, сыновей своих поминая: князей, и бояр, и удалых людей, которые оставили и дома свои, и богатство, и жен, и детей, и скот свой и, получив честь и славу мира сего, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую.

Сначала описал я жалость Русской земли и все остальное по книгам, а потом описал жалость и похвалу князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу.

Соберемся вместе, братья и друзья и сыновья русские, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю и кинем печаль на Восточные страны — в земли удела Симова, и отомстим поганому Мамаю победой, и воздадим похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу. И скажем такое слово: А ведь лучше нам, братья, начать рассказывать по-иному о славных этих нынешних повестях, о походе9 великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, а правнуки они святого великого князя Владимира Киевского10. Начать рассказывать надо по делам и по былям. Вспомним давние времена, похвалим вещего Бояна11, искусного гусляра киевского. Ведь тот вещий Боян, перебирая быстрыми своими перстами живые струны, славы пел русским князьям: первую славу великому князю Киевскому Игорю Рюриковичу, вторую — великому князю Владимиру Святославичу Киевскому, третью — великому князю Ярославу Владимировичу.

Я же помяну рязанца Софония12 и восхвалю песнями и гуслярными радостными словами великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, а внуки они святого великого князя Владимира Киевского...

А от Калкской битвы до Мамаева побоища прошло 160 лет.

И вот князь великий Дмитрий Иванович и брат его Владимир Андреевич, помолясь богу и пречистой его матери, укрепив ум свой силой, поострив сердца свои мужеством и преисполнившись ратного духа, урядили свои храбрые полки в Русской земле и помянули прадеда своего — великого князя Владимира Киевского.

О жаворонок, летняя птица, светлых дней утеха, возлети под синие облака, посмотри на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу. Не буря ли соколов занесет из земли Залесской в поле Половецкое! На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской, трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу, звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят мужи новгородские у храма Святой Софии13, так говоря: «Уже нам, братья, не поспеть на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу!» И как только слово это промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, не орлы это слетелись — выехали посадники из Великого Новгорода, а с ними семь тысяч войска, на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу.

К славному городу Москве съехались все русские князья и говорят: «У Дона стоят татары поганые, и Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым14, хотят реку перейти и отдать жизнь свою к нашей славе».

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, удивим весь мир, чтобы старые рассказывали, а молодые поминали, храбрецов своих испытаем и реку Дон кровью зальем за землю за Русскую и за веру христианскую!»

И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья и князья русские, все мы гнездо великого князя Владимира Киевского, рождены мы не на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому псу Мамаю».

О соловей, летняя птица, вот бы ты, соловей, выщелкал славу и великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, и двум братьям Ольгердовичам земли Литовской — Андрею и Дмитрию15, да еще и Дмитрию Волынскому16. Ведь они-то сыновья храбрые, кречеты в ратное время, полководцы славные, под трубами повитые, под шлемами взлелеянные, с конца копья вскормленные, с острого меча вспоенные в Литовской земле.

Молвит Андрей Ольгердович брату своему: «Брат Дмитрий, оба мы с тобой братья, сыновья Ольгердовы, внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомендовы. Соберем17, брат, милых панов удалой Литвы, храбрых удальцов, сядем на своих борзых коней и посмотрим на быстрый Дон, попьем из него шлемом воды, испытаем свои мечи литовские о шлемы татарские, а сулицы18 немецкие — о байданы19 бусурманские!»

И говорит ему Дмитрий: «Брат Андрей, не пощадим жизни своей за землю Русскую и за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича! Уже ведь, брат, стук стучит и гром гремит в каменном городе Москве. То ведь, брат, не стук стучит, не гром гремит: стучит сильная рать великого князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские золочеными доспехами и червлеными щитами. Седлай, брат Андрей, своего борзого коня, а мои кони уже готовы — наперед твоих оседланы. Выедем, брат, в чистое поле и посмотрим свои полки — сколько, брат, с нами храброй литвы. А храброй литвы с нами — 70 тысяч латников. Вот уже, брат мой, подули сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, принесли тучи великие на Русскую землю. Из туч этих выступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому у речки Непрядвы20, меж Доном и Днепром, пасть трупам человеческим на поле Куликове, пролиться крови у речки Непрядвы!»


1 Дмитрий Иванович — великий князь Владимирский и Московский. За победу на Куликовом поле был прозван Донским.
2 Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат Дмитрия Ивановича, князь Серпуховский и Боровский.
3 Микула Васильевич — московский воевода, сын тысяцкого Василия Вельяминова.
4 Мамай — золотоордынский военачальник (темник), фактический властитель Золотой Орды в 70—80-х
5 В землю Залесскую — т. е. во Владимиро-Суздальскую Русь.
6 Удел сына Ноева Афета. По библейской легенде, при разделе земли после потопа одному сыну Ноя, Иафету (Афету), достались северные и западные страны, другому, Симу, — восточные, третьему, Хаму, — южные.
7 Хинове — см. комментарии к «Слову о полку Игореве», с. 502.
8 На реке на Каяле. Каяла упоминается ошибочно (под влиянием «Слова о полку Игореве») вместо Калки, реки, на которой в действительности в 1223 г. русские потерпели поражение от татар (ср. далее — «от Калкской битвы»).
9 А ведь лучше нам, братья, начать рассказывать по-иному о славных этих нынешних повестях, о походе... Это место перекликается с зачином «Слова о полку Игореве». См. комментарии к «Слову», с. 467.
10 А правнуки они святого великого князя Владимира Киевского. Князья называются правнуками, т. е. потомками, Владимира Святославича, киевского князя с 980 по 1015 г. При нем Русь приняла христианство, за что Владимир был позднее объявлен святым.
11 Боян — древнерусский поэт, упоминаемый в «Слове о полку Игореве». См. комментарии к «Слову», с. 468.
12 Я же помяну рязанца Софония. Рязанцу Софонию приписывалось создание «Задонщины». Слова «Я же помяну ... князя Владимира Киевского» принадлежат, видимо, переписчику текста. Следующие далее слова (в древнерусском тексте) оказались здесь ошибочно и поэтому опущены в переводе.
13 У храма Святой Софии. У Софийского собора в Новгороде собиралось вече.
14 У реки Мечи, между Чуровым и Михайловым. Реки Меча (ныне — Красивая Меча) и Непрядва — правые притоки Дона. Куликово поле, на котором происходила битва, ограничено с севера Непрядвой, с востока — Доном, с юга — Мечой. В том же районе находилось и урочище Чур-Михайлово.
15 И двум братьям Ольгердовичам земли Литовской — Андрею и Дмитрию. Ольгердовичи — сыновья великого князя Литовского Ольгерда, перешедшие (Андрей в 1377 г., Дмитрий — в 1379 г.) на службу к Дмитрию Ивановичу.
16 Дмитрий Волынский (Дмитрий Боброк) — литовец, перешедший на службу к Дмитрию Ивановичу; во время Куликовской битвы был воеводой.
17 Сыновья Ольгердовы, внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомендовы. Ольгерд — великий князь Литовский, Гедимин — один из основателей Литовского княжества, Сколоменд, как полагают — Скирмунт (Скирмонт) — легендарный родоначальник Ольгердовичей.
18 Сулица — метательное копье.
19 Байдана — кольчуга.
20 У речки Непрядвы — см. выше.

1-2-3




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".