Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Прямой смысл


Начиная описание похода Игоря против половцев, автор Слова, обращаясь мысленно к Бояну, восклицает: «О Бояне, соловiю старого времени, абы ты cia плъкы ущекотал, скача славiю по мыслену древу, летая умомь подъ облакы, свивая, славiю, оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чресъ поля на горы, пети было песнь Игореви того внуку...»

Прямой смысл приведенного текста требует разделения его на две части. Первая содержит как бы вопрос, вторая пояснение вопроса. «О Боян, — спрашивает автор, — ты соловей старого времени, если бы ты воспел этот поход, скача по мысленному древу, летая умом под облаками, свивая вместе обе стороны этого времени», и, затем, поясняет: «то надо было бы рыскать в тропе Трояновой через поля на горы, чтобы воспеть песнь Игорю»... Мне кажется, поэтому, более верной та пунктуация этого текста, которая ставит точку между обеими частями, хотя более подходящим было бы поставить знак вопроса или восклицания: Этот текст вызывал всегда недоумение у комментаторов. Непонятным казалось выражение «пети было песнь Игореви, того внуку». По словам Карамзина и Калайдовича,1 первый издатель Слова, по его собственному заявлению, вставил для большей ясности речи слово «Олга» после слов «того внуку». Мусин-Пушкин несомненно должен был недоумевать на счет того, кого разуметь под словами «того внуку», и так как Игорь, действительно, приходился внуком Олегу Гориславичу, то он и вставил имя этого князя в тексте, как глоссу. Однако эта глосса не оправдывается контекстом, так как ни выше, ни ниже имя Олега не упоминается, и местоимение «того» остается без точного значения. Кроме того, совершенно неясно, почему Бояну надо было рыскать в тропе Трояновой через поля на горы, чтобы воспеть песнь Игорю, иначе говоря, встает вопрос, какое отношение имеет песнь об Игоре к Трояновой тропе, что мог встретить на ней Боян пригодное и необходимое для этой песни. Эти две особенности приведенного текста требуют пояснений. Формула с местоимением «того», «той», «тый» и проч. очень употребительна в Слове. Так имеем: «Той бо Олег крамолу коваше»; «того старого Владимира нелзе бе пригвоздити к горам кiевским»; «тоя Каялы»; «тый мечи харалужные» и т п. Выражение «того внуку» отличается от приведенных тем, что в них вслед за местоимением «того», «той» «тыя», «тый» следует определяемый предмет или имя, а за словами «того внуку» не следует никакого имени. Есть, однако, случаи, когда местоимение «той» относится к имени, названному ранее: «Връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу, тъй клюками подпръся оконися и скочи к граду Кыеву». В этой фразе местоимение «той» относится к имени Всеслава, названному немного раньше. Таким образом, объяснение слов «того внуку» надо искать в каком-нибудь имени, обозначенном раньше их или после. Но после этих слов нет никакого имени, могущего их пояснить, зато раньше имеем очень выразительную фразу: «рища в тропу Трояню чрес поля на горы пети было песнь Игореви того внуку». Спрашивается внуку кого? По аналогии с предыдущим примером ответ ясен: «внуку Трояна». Смысл всей фразы должен быть такой: Боян, рища въ тропу Трояна, был бы в состоянии петь песню внуку Трояна, Игорю. Такое понимание слов «того внуку» бросает свет на отношение троны Трояновой к песне об Игоре и вообще на отношение Игоря к Трояну, упомянутому не без цели автором Слова. Что Игорь в таком случае является внуком Трояна, нет ничего удивительного. Автор Слова называет Бояна внуком Велеса, крестьяне и люди два раза являются внуками Даждьбога, ветры — внуки Стрибога, а рядом половцы называются «дети бесови». Что Троян является в данном случае как лицо мифическое, давно уже выяснено. Он упоминается в древнем списке (около 1200 г.) хождения богородицы по мукам и в «Слове и откровении св. апостол» наряду с языческими русскими богами Перуном, Хорсом, Велесом и Дыем.2 Смысл всей фразы таков, что Игорь является героем Трояновой тропы (via Trajani),3 только на этой тропе можно найти данные для песни в его честь. Таким образом, прибавляется еще один внук языческого бога — Игорь, внук Трояна. Во времена автора Слова таких внуков было много, на что ясно намекает одно интересное место из поучения XIII века (Слово о Пасхе), на которое в свое время обратил внимание акад. Буслаев и которое осталось неиспользованным критикой Слова о п. И. Название бога прадедом и дедом в этом «Слове о Пасхе», говорит он, может быть не бесполезно для объяснения форм: «Стрибожи внуци», «Даждь божи внуци» в Слове о п. Игореве.4 Указанный текст Слова о Пасхе очень поучителен: «а язь твой бог, а язь твой царь, а язь твой дедъ, а язь твой отець; чему мя человече не умееши чтити, ни боишися мене. Аще мя имееши бога себе, то чему ми не служиши... аще мя твориши прадедом или дедом себе, то чему мя не чтеши, якоже добрии унци прадеды и деды чтятъ».5 Из этого текста видно, что автор слова о Пасхе имеет в виду богов, считаемых за дедов и прадедов, так как это вытекает из слов: «аще мя (т. е. бога) твориши прадедом или дедом себе». Проповедник старается заменить языческие понятия христианскими, и, таким образом, веру в языческого бога, признаваемого за «деда и прадеда, заменить верой в христианского бога деда и прадеда и почитание первых применить ко второму. Такое почитание языческих богов за дедов и прадедов видно и в Слове о полку Игореве, где эта языческая традиция еще живет в языке автора, как давняя реминисценция. Так как Игорь является вождем в описываемом автором Слова походе, то тропа Трояна представляет собою тропу военных предприятий и битв, с которыми связано имя Игоря. А этих военных подвигов у Игоря было достаточно. Еще в 1174 году, на Петров день, Игорь «совокупив полки свои и еха в поле за Вороскол и срете ПОЛОВЦЕ, иже ту ловят языка». Изловивши их, он узнал, что Кобяк и Кончак пошли к Переяславлю. Он идет против них, встречает, разбивает, отнимает пленных. В 1174 году участвует в междуусобиях против Мстислава, затем в союзе с половцами Боняком и Кончаком борется за Святослава, который в 1183 году, отправившись против половцев, оставляет Игоря с полками. Киевские полки Игорь отправил обратно в Киев, а сам с братом Всеволодом и другими пошел против половцев, часть их взял в плен, а другие ушли. Вторично, когда Святослав позвал его против половцев, Игорь дал согласие, но не мог пойти на соединение со Святославом из-за плохих зимних дорог. В 1183 году, узнав, что Святослав отправился против половцев, Игорь призвал к себе брата Всеволода, сыновца Святослава, и сына своего Владимира и говорит дружине: «половцы теперь повернулись против русских князей, а мы ударим на их вежи». За Мерлом он встретил 400 половцев и разбил их. В 1185 году Игорь уже на свой страх отправляется против половцев. Таким образом тропа Трояна, поля, горы были хорошо знакомы Игорю и прославлены им. Святослав киевский недаром сильно опечалился, когда узнал о плене Игоря.

Автор Слова, повидимому, хорошо знакомый с военными предприятиями Игоря на Трояновой тропе, раскрывает смысл их начальными запевами песни Игорю, сочиненными в духе Бояна, и спрашивает, как было бы лучше начать эту песнь: «Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая, галици стады бежать к Дону великому», или, быть может, так: «Комони ржуть за Сулою, звенить слава въ Кыеве, трубы трубять въ Новеграде, стоять стязи в Путивле»... Первый запев имеет слишком общий характер и может относиться почти ко всякой победе над половцами, убегающими к Дону. Второй запев имеет такие особенности, которые дают намеки на большую победу над половцами, когда в Киеве звенит слава, в Новгороде (у Игоря) трубят трубы, в Путивле у сына его Владимира развеваются победные стяги. Судя по летописным записям, Игорь брал с собой в походы брата своего Всеволода из Трубчевска, сыновца своего Святослава из Рыльска и сына Владимира из Путивля два раза. В 1183 году поход был очень удачен не только для Святослава, но и для Игоря, а потому слава могла звенеть в Киеве, и торжество шумело в других городах, но в 1185 году поход кончился уничтожением войска Игоря, и потому, в противоположность этому радостному запеву, автор Слова восклицает: «а въстона, бо, братie, Кiевъ тугою, а Черниговь напастьми; тоска разлiяся по руской земли, печаль жирна утече среде земли рускыи». Поэтому, можно думать, что оба запева имеют в виду Игоревы походы по полям и горам Трояновой тропы.


1 Н. Тихонравов. Слово о полку Игореве. Москва, 1868; стр. 2, прим. 7; Сын Отечества. 1839 г., т. VIII, смесь, стр. 20.
2 А. Котляревский. «Троян». Древности. Труды М. Арх. общ., т. I, 1865—1867. стр. 13: И. И. Срезневский. Изв. 2-го отд. Акад. Наук, т. 10, стр. 553.
3 Ф. И. Успенский. Изв. Арх. Съезда, 1893, стр. 2; В. Перетц. Слово о полку IropeBiM, стр. 144.
4 Буслаев. Сочинения. II. 125.
5 Православн. собес., 1858.

Предыдущая глава

К оглавлению




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".