Общество художников-станковистов
(ОСТ)
Дата основания (ОСТ) - 1925 г. в Москве. Его членами стали выпускники ВХУТЕМАСа, которые поддерживали направление реалистической живописи в модифицированной форме в противовес конструктивизму и беспредметному искусству. Название "Общество художников-станковистов" образовалось на основе горячих дискуссий о судьбе и предназначении искусства. Современные живописцы не приняли станковые формы творчества во благо художественно-производственных целей, и это не понравилось членам потенциального ОСТа.
Основные участники общества нашли друг друга задолго до 1923 года. "Остовцы" еще состояли в различных группах и принимали участие в "Дискуссионной выставке революционного искусства". В 1924 г. была организована первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. В ней участвовали студенты ВХУТЕМАСа, представители группировок:
- "проекционисты", группа участников была сформирована в 1922 г. (С. Никритин, С. Лучишкин, К. Редько, А. Тышлер, Н. Тряскин);
- "конкретивисты", выходцы из "проекционистов" в 1924 г. (П. Вильямс, В. Люшин, К. Вялов, Ю. Меркулов);
- "группa трех" (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров), в 1925 году основавшие ОСТ вместе с другими выпускниками, вошедшими в состав их группы. Председателем общества стал Штеренберг, преподаватель ВХУТЕМАСа. На 1925-1926 год представители правления: Л. Вайнер, Ю. Пименов; Н. Денисовский, П. Вильямс; в 1927 году - Л. Вайнер, Ю. Пименов, Н. Шифрин, П. Вильямс.
Основные идеологические положения Оста были перечислены в Уставе, который был принят им официально в 1929 году.
Основные темы общества художников-станковистов:
- индустриализация страны, на то время еще непродвинутой и ориентированной на развитие сельского хозяйства, намерение представить положение современного производства и человека;
- городская жизнь 20-го столетия;
- спортивная жизнь (соревнования, гимнастика, теннис, футбол), что также характерно для советского общества.
Общество отличилось активной выставочной деятельностью. Широкомасштабные выставки были организованы в 1926 г. (апрель, май), 1927, 1928 г. (апрель). Среди участников ОСТа также находились И.В. Клюн, А.Г. Тышлер, Н.И. Купреянов, С.А. Лучишкин, А.Д. Гончаров и многие другие. Художники в составе ОСТа представляли свои работы на всесоюзных выставках и выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1928-1929 гг..). Выставки часто становились предметом бурных обсуждений в печати.
Дейнека покидает ОСТ в 1928 из принципиальных соображений. И основной причиной на то было несогласие с руководством ОСТа, в частности, с Штеренбергом. Руководству было не по нраву вторжение молодежи в смежные виды искусства - театральную декорацию, плакат, оформление журнала, освоение творчества монументальных композиций. Оно предпочитало узкую направленность, которая состояла в поисках живописной формы.
Члены ОСТ имели расхожие оценки относительно значимости некоторых жанров искусства. Сторонники "последовательного" движения в составе группы предпочитали живописные методы работы над плакатом, журнальным рисунком, монументальным панно. Почитатели же интимно-лирической живописи оспаривали необходимость поисков большого стиля эпохи.
Дейнека противился внутрицеховому разделению талантов, а также стремлению некоторых членов общества признать преимущественное влияние чистых формальных новаций над поиском определенной "содержательной образности". Объединение художников в его изначальном виде продержалось не слишком долго. К 1928 году произошло четкое размежевание мастеров в соответствии с их творческими позициями.
Группа в составе с Дейнекой, Вильямсом, Пименовым и Лучишкиным предпочитала тематику городской жизни, новых технологий, индустрии, спорта, развитых людей. В их работах присутствовала динамичность, четкость, графичность изображения.
Кругосветное путешествие. С. Никритин, 1920 год
|
Автопробег. П. Вильямс, 1930 год
|
Суд народа. С. Никритин
|