Знамение
1) Название православной иконы с изображением, относящимся к Оранту (иконописный тип). В русском православии является одной из наиболее почитаемых икон. Её идея взята из пророчества Исайи о зачатии и рождении Девой Марией Сына, которому дадут имя Эммануил. Икона «Знамение» - это изображение Божьей Матери с поднятыми и распростёртыми в стороны руками (тип изображения «Оранта»), на груди которой в круглом медальоне изображён Хритос. Тема изображения – Сын Божий, воплотившийся в образе человека. Дополнительно имеется литургический смысл.
Широкое распространение «Знамение» получило в византийском и древнерусском искусстве ХI-ХII вв. Однако это название известно только в русских границах и отсылает, по всей видимости, к пророчеству Исайи (Ветхий завет). В других землях схожие изображения носили другие названия, представлявшие собой эпитеты из молитвенных песнопений, посвящённых Богородице. Праздник иконы «Знамение» - 27 ноября (10 декабря).
История
Наибольшую известность приобрёл вариант иконы «Богородица Знамение Новгородская». Прославилась она своей помощью новгородцам в их битве с суздальцами, произошедшей в 1169 году. Чудо произошло и в 1170 году, когда Новгород Великий осадил князь Андрей Боголюбский, имея в распоряжении собственное и союзническое войска. Надежда на победу новгородцев была мала, и они стали молиться Богу, чтобы тот подал им чудесную помощь. Легенда гласит, что в третью ночь после начала осады услышал архиепископ Новгородский голос, который наказал ему взять из Спасо-Преображенской церкви икону Богоматери и совершить с нею крестный ход вокруг крепостной стены.
Воины Боголюбского обстреляли участников крестного хода стрелами, одна из которых попала в икону. Тогда из глаз изображённой на ней Девы Марии полились слёзы, и она повернула свой лик к жителям Новгорода. Враги впали в смертельный ужас, бросили оружие и стали отступать. Новгородские воины пустились вслед противнику и выиграли сражение.
Для размещения Новгородской иконы Богоматери «Знамение» в 1682 году было начато строительство Знаменского собора (окончание – в 1688 г.). В память о произошедшем чуде ещё в XII в. архиепископом Новгородским Ильёй было установлено празднование, посвящённое иконе Знамение Богородицы. Праздник отмечается Русской православной церковью и по сей день. В середине XIV в. архиепископ Моисей повелел построить Церковь Знамения Богородицы, в которую в 1354 г. перенесли чудотворный образ. С 1560 г. местом хранения иконы становится церковь Спаса Преображения, позднее – снова Знаменский собор. Афонским иеромонахом Пахомием Лагофетом на праздник иконы Знамение написаны два канона (в этот день он однажды оказался на Руси).
После революции 1917-го икона оказалась в музейном собрании. Во Вторую Мировую икону эвакуировали, а с приходом мирного времени она вернулась в музей. Возвращение иконы из Новгородского музея-заповедника Русской Православной Церкви состоялось в 1991 году (15 августа).
Схожие иконы
Похожие на «Знамение» иконы были известны ещё в первые века христианства. Одно из самых ранних таких изображений относится к IV в. и содержит лик Богоматери с младенцем Христом на коленях (катакомба св. Агнии, Рим).
Дальнейшее развитие традиция получила в русле византийской иконописи. В греческом представлении этот образ связывается с Рождеством Христа. Как Знамение его трактует только русское православие, которое видит в этом образе знак милости Божьей Матери к людям.
2) (церк.-слав. – «знак креста») В христианской традиции крестное знамение, т.е. жест начертания на себе невидимого креста, несёт молитвенный смысл.
Христианин совершает крестное знамение во множестве различных случаев: во время богослужения, до и после молитвы, при благословении, в качестве знака исповедания христианской веры, и в других.
Для описания жеста крестного знамения существует ряд выражений: «перекреститься» (не путать с «креститься», т.е. «принимать таинство Крещения»), «совершать крестное знамение», «осенять крестным знамением».
Крестное знамение принято во многих ветвях христианства и различается способом сложения пальцев, а также направлением движения руки.
Православная традиция подразумевает складывание вместе большого, указательного и среднего пальцев руки (правой), а безымянный и мизинец в это время прижимаются к ладони. Далее сложенные пальцы прикасаются сначала ко лбу, после к животу, потом сначала к правому, а затем к левому плечу.
3) (устар., книжн.)
Предзнаменование, знак, т.е. суеверное представление о том или ином явлении или событии, что то предсказывает что-либо. Используется устойчивое выражение «небесное знамение».
4) (устар., книжн.)
Символ, знак.
Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г.
|
Истинно правильное крёстное знамение.
|
Икона Божией Матери «Влахернитисса». Монастырь св. Екатерины. XIII в.
|