Амплуа
(от. франц. emploi — роль)
Основное значение этого термина – элемент театральной классификации, которая регулирует соответствие отдельных психофизических данных актера, определяет стиль его игры, то есть тип роли.
Появление европейской системы амплуа в качестве некоего свода определенных правил, касающихся актерской игры, предположительно сложилось в эпоху театра классицизма. В соответствие с данным классификатором, актер, который претендует на роль, должен, прежде всего, обладать соответствующими внешними данными (телосложение, рост, вес, черты лица и т.п.). При этом система не предусматривает возможность перехода актера из одного амплуа в другое, таким образом, каждому актеру или актрисе приходилось оставаться в своей определенной нише, исключения из правил бывали редким явлением, они допускались только в силу возрастных перемен во внешности.
Ранее, в 18-19 веке система классификации активно использовалась в процессе создания (комплектации) театральной труппы, то есть список амплуа учитывал распространенные и наиболее популярные и востребованные драматургические типы, следовательно, давала возможность руководителям набирать универсальных актеров, способных играть любой репертуар. С одной стороны, система классификации амплуа представляла устойчивый оплот, однако, с иной точки зрения она являлась более гибкой и подвижной, нежели устаревшая система масок.
Первой документально зафиксированной системой амплуа в России можно считать, по-видимому, Роспись (1766 г.), собственноручно составленную императрицей Екатериной II. С течением времени в классификацию, составленную августейшей особой входили новые элементы (персонажи).
Постепенное увеличение списка амплуа, его конкретизация всецело связана с возрастающим интересом к индивидуальности. Однако, полное осознание амплуа, как определенной эстетической театральной категории произошло только в начале 20-го века. Следует отметить, что многие деятели в области культуры и искусства выступали против данной классификации, среди них были такие выдающиеся личности, как: М.А. Чехов, К.С. Станиславский. Свою позицию они объясняли тем, что данная классификация препятствует развитию актерской индивидуальности.
Еще одно значение термина «амплуа» - определенный способ типизации, сродственный драматургическому типу-маске, однако, противоположный по характеру.
Верка Сердючка. А. Данилко
|
Амплуа
|
Шурик. А.С. Демьяненко
|