Осмеркин Александр Александрович
(8 декабря 1892 г., Кировоград - 25 июня 1953 г., Москва)
Живописец и участник российской художественной группы "Бубновый Валет"; родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде); годы жизни: 08.12.1892 - 25.06.1953. Первым наставником молодого Осмеркина Александра был Ф. Козачинский, художник-передвижник, преподаваший изобразительное искусство в начальных классах при земском училище Елисаветграда.
Осмеркин А.А. являлся многогранной и одаренной личностью. Всегда интересовался театром, мечтал сделать карьеру талантливого актера и даже был готов обучаться вокалу. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее.
С 1910 г. Осмеркин учится в Петербурге, в школе Общества поощрения искусств, берет уроки у Рериха, но весьма непродолжительное время. В 1911 г. - проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н.К. Пимоненко. В 1913 г. Осмеркин уже готов стать учеником в московской школе И. Машкова, где и продолжает свое обучение. В 1914 г. его работы появляются на выставках "Бубнового валета", среди работ других московских живописцев. На то время живописцев называли "русскими сезанистами". Осмеркин А.А. также одно время выступал членом объединения "Общество московских художников", а также был участником АХРР.
Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом. Александр Александрович состоит в обществе так называемого "бомонда" - высшей интеллигенцией того времени. Среди его знакомых такие выдающиеся личности, как С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, А. Лентулов, П. Кончаловский.
Каждый участник "Бубнового валета" в процессе формирования подвергался влиянию П. Сезанна в сочетании с французским фовизмом и кубизмом. Исключением не стал и Осмеркин. Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам, и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры ("Дама с лорнеткой", "В кафе", и другие работы).
Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту ("Натюрморт с бандурой", "Натюрморт с черепом" 1919 и 1920 г.), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника ("Портрет Е.Т. Барковой", 1921). Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р.Р. Фалька, основное значение приобретает цветовая стихия, для которой характерна общая сдержанность и тонкая инструментовка слоя живописи.
Большинство его работ - камерные портреты и натюрморты, отличающиеся сдержанной композицией, задумчивым, созерцательным настроением ("Ветлы у пруда", "Мойка. Белая ночь"). Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями ("Взятие Зимнего дворца"), а также портретами активистов.
В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма, исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948).
Полотна Осмеркина представляли собой изящные по тональности произведения 20-х лет, исполненные духом фовизма и кубизма; из многоцветовой палитры; осязаемо-пластические работы.
По словам А. Дейнеки, Осмеркин - мягкий лирик, почитатель поэзии, человек, наделенный точным живописным слухом, истинный артист без всякого уклонения от своего предназначения, влюбленный в искусство без остатка, и искусство для него - больше, чем вопрос самоутверждения. Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве.
Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г.). Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г.). Но вещей исторического значения в этот период не творил. В интервале с 1918 по 1948 г. Александр Александрович вел активную педагогическую деятельность в свободных художественных мастерских, Ленинградской Академии художеств, Московском художественном институте В.И. Сурикова.
В 1947 г. А.А. Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций. Таким образом его понуждают оставить активную деятельность преподавателя и отказаться от участия в выставках.
Пейзажи "Новая Голландия", портрет А.Ахматовой - его основные работы с 1930 по 1940-е годы.
Осмеркин не предусматривал своей роли в искусстве в качестве первооткрывателя, он был просто талантливым художником и абсолютно предан искусству. Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой.
В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей.
Портрет А.А. Ахматовой. А.А. Осмеркин. 1939-1940 г.
|
Взятие зимнего дворца. А.А. Осмеркин. 1927 г.
|
Новая Голландия. А.А. Осмеркин 1945 г.
|