Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

«Слово о полку Игореве» и русское искусство XII—XIII вв. Страница 7


1-2-3-4-5-6-7

Памятники этого строительства, связанного с Куликовской битвой, не дошли до нас.

Самым значительным и по масштабам, и по своему идейному замыслу был Успенский собор в Коломне, строившийся, может быть, как обетный храм перед Куликовской битвой, и ставший после восстановления в 1381—1382 гг. его обрушившегося верха, памятником Куликовской победы и славы Руси. Облик этого здания восстанавливается на основе археологических и иных данных. По своим размерам и шестистолпному плану Коломенский собор, видимо, следовал Успенскому собору во Владимире (1158 г.), — это была самая крупная из созданных московскими зодчими XIV в. постройка, каких тогда не было и в самой Москве. Своим ступенчатым объемом (рис. на стр. 349) Коломенский собор напоминал полоцкий храм мастера Иоанна (рис. на стр. 333) и псковский собор Троицы (рис. на стр. 335), но его «башнеобразность» была усилена подъемом здания на «подклетном» этаже. Его декоративный трехглавый верх с ярусами закомар как бы видоизменяет композицию черниговского храма Пятницы (рис. на стр. 337)1.

В том, что в освободительной и объединительной борьбе Москвы возродилось для новой жизни и «Слово о полку Игореве» и передовые идеи искусства его времени, и в том, что эти «образцы» получили новое истолкование, нельзя не видеть глубокой исторической закономерности. Тяга к объединению Руси, кристаллизация национального самосознания проявились еще в XII—XIII вв. и дали тогда свои первые плоды как в области искусства, так и в литературе.

Оборванные монгольским завоеванием, они с новой силой ожили в XIV в., когда происходило образование централизованного государства, «ускоренное потребностями самообороны»2. Росла сила великокняжеской власти и церкви, они выступают единственными хозяевами каменного строительства. В нем встречаются владимирская традиция, созвучная великодержавным притязаниям московской династии торжественной и царственной величавостью архитектуры, с возрождением тех исканий новой динамической композиции храма, которые были начаты современниками «Слова о полку Игореве». Эти две традиции соединились в московской архитектуре очень своеобразно. Если в черниговском храме Пятницы (рис. на стр. 337) было выражено острое и сильное движение вверх, которому подчинился весь организм здания, то ступенчатый верх Коломенского собора почти неподвижен, — его закомары несколько распластаны, они образуют как бы корону, увенчивающую величественный и спокойный объем храма (рис. на стр. 349). В московском зодчестве этой поры возобладала владимирская традиция, импонировавшая вкусам идущей к общерусскому могуществу княжеской власти, а динамическая композиция верха была умерена и приобрела новый торжественный характер. Аналогичное стремление к риторичности, «велеречивости» стиля наблюдается и в части литературы с конца XIV в. Если мы можем отметить новые тенденции в архитектурном памятнике Куликовской победе — в Коломенском соборе, то еще более четко они обнаружились в литературной похвале герою этой победы Дмитрию Донскому — в «Слове о житии». Однако «Слово о полку Игореве», послужившее главным литературным образцом «Задонщины», значительно ограничило проникновение в стиль автора конца XIV в. чуждых «Слову» церковных тенденций, — этим и объясняется своеобразие «Задонщины» среди памятников исторической литературы конца XIV—XV вв.

Подобно тому как готика на Западе Европы была «утренней зарей»3 перед расцветом классического искусства Возрождения, так на великом русском Востоке Европы этой «утренней зарей», предвещавшей расцвет русского национального зодчества, было то творческое движение, которое породило еще в XII в. гордую динамическую композицию храма.

XV столетие ознаменовалось быстрым ростом культуры и искусства, становившегося уже не московским, но подлинно общерусским. В этом процессе передовые идеи, зародившиеся в зодчестве эпохи «Слова о полку Игореве», получили блистательное развитие и достигли национальной вершины в шатровом зодчестве XVI столетия.


Н.Н. Воронин "Слово о полку Игореве" и русское искусство XII—XIII вв. // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 320—351.


1 Приношу сердечную благодарность архитектору П. Н. Максимову, исполнившему издаваемый рисунок Коломенского собора.
2 И. В. Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1934, стр. 65.
3 Ф. Энгельс. Родина Зигфрида. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. II, стр. 63.

1-2-3-4-5-6-7




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".