Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Образ древнерусского Бояна в интерпретации польских поэтов-романтиков. Страница 3


1-2-3-4-5

Это же чувство отражено в стихотворении «Latawiec» («Птица-гонец») и «Stepowa mogila» («Степная могила»). В последнем из них поэт называет погибшего певца «потомком вещего Бояна, в звучании которого гусли прошлых столетий, играючи, ожили для нас».

Образ Бояна тесно переплетается с мыслью о национальном освобождении Польши:

Niewyspiewana duma ta drga w lonie.
Zywa, wiecowy dzwon moj po Bojanie,
W ktory, ruszylem dlugo, ze zadzwonie
W dzien, gdy zwycieska Polska z martwych wstanie.

(B. Zaleski. Niewyspiewana. Z pozniejszej
doby zycia, 1846—1876).

Неспетая песнь дрожит в груди,
Живая, вечевой колокол мой, оставшийся после Бояна,
В который, как я долго надеялся, ударю
В тот день, когда воскреснет победная Польша.

Или в другом месте:

Niech na nogi Polska wstanie!
Na dniu godow wielkich w chorze —
srod oklaskow — o! Slowianie,
Piesn Bojana wam powtorze.

(B. Zaleski. Duch od stepu.
XVIII... 1836).

Пусть встанет на ноги Польша!
В хоре в день великих празднеств —
Среди рукоплесканий — о! Славяне,
Я повторю для Вас песнь Бояна.

В образе Бояна поэт видел прототип того народного певца, который в своих песнях сможет провозгласить национальную свободу Польши.

Потомки Бояна — это певцы и вещие поэты. Об этом выразительно писал галицийский поэт Корнель Уейский в стихотворении «Черная шаль. На тему Пушкина»:

Trzy beczki z piwnicy wytoczcie, hajducy!..
O, biali spiewacy! Bojana prawnucy!
Dlaczegoz piesn wasza z ust klatwe wystrasza?
Ach! ona tym byla, czym dla mnie piesn nasza!

(«Czarny szal. Na temat Puszkina». 1847).

Выкатите три бочки из винного погреба, слуги!..
О светлые певцы! правнуки Бояна!
Зачем ваша песнь испускает из уст проклятье?
Ах! Она (т. е. гречанка, — С. С.) была тем, чем для меня ваша песнь!

Ни образа Бояна, ни этого мотива нет в оригинале Пушкина.

В творческом мышлении поэта образ Бояна является всегда символом общеславянской песни; Боян связан с игрою на гуслях:

Wieszczy Bojan..............
Praojciec slawny w podstawie olbrzyma
Na wszystkie kraje slowianskie — Gesl trzyma.

(B. Zaleski. Kwinta w mej gesli).

Вещий Боян.............
Прославленный праотец в обличье великана,
Обратившись ко всем славянским странам, держит гусли.

Или, как пишет Люциан Семеньский (1809—1877):

1-2-3-4-5




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".