Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Исследователь «Слова о полку Игореве» И.П. Еремин


1-2-3

Л.А. Дмитриев

10 июня 1943 г. в Саратове, где в это время находился в эвакуации Ленинградский государственный университет, на заседании Ассоциации филологов ЛГУ, Саратовского государственного университета и Саратовского педагогического института Игорь Петрович Еремин прочитал доклад «„Слово о полку Игореве“ (К вопросу о его жанровой природе)», который в 1944 г. с некоторыми дополнениями был издан в Ученых записках ЛГУ1.

Это первая печатная работа И. П. Еремина, специально посвященная «Слову». Общее количество работ И. П. Еремина о «Слове о полку Игореве» невелико, но значение ученого в науке определяется не количеством и величиной его печатных трудов, а их научным значением в той области, в которой этот ученый работает. И имя Еремина совершенно справедливо стоит в ряду самых известных русских исследователей «Слова о полку Игореве». Его вклад в изучение «Слова» очень значителен.

Дальнейшим продолжением и развитием статьи 1944 г. явилась статья «„Слово о полку Игореве“ как памятник политического красноречия Киевской Руси», опубликованная в 1950 г. в сборнике исследований и статей, посвященном 150-летию первого издания «Слова»2. Кратким дополнением к этим двум работам является статья «К вопросу о жанровой природе „Слова о полку Игореве“», напечатанная в 1956 г.3 Статья эта была ответом Еремина на статью А. А. Назаревского, опубликованную в 1955 г. в Киеве, в которой критиковалась точка зрения И. П. Еремина на жанровую природу «Слова»4. Гипотеза Игоря Петровича о том, что «Слово о полку Игореве» в жанровом отношении является произведением ораторского искусства, не возобладала в науке о «Слове». Однако теперь, после его работ, даже те исследователи, которые не принимают концепции И. П. Еремина, признают бесспорное наличие в художественной структуре «Слова» ярко выраженного ораторского начала. В статье «„Слово о полку Игореве“ и эстетические представления его времени» Д. С. Лихачев, стоящий на иной точке зрения о жанровой природе «Слова», пишет: «Несомненно, что „Слово“ должно было для чего-то предназначаться, не исключена возможность, что это было ораторское произведение, предназначенное для какого-то светского церемониала, как это думал И. П. Еремин, но вероятнее, как об этом мы уже говорили, это были плач и слава, также имевшие точное обрядовое назначение»5.

В своих работах о жанре «Слова» И. П. Еремин, рассматривая «Слово о полку Игореве» в единстве всех элементов его художественной структуры и анализируя его в ряду произведений античного, византийского и древнерусского художественного красноречия, показывает, что одновременное наличие всех художественных особенностей, всех формальных признаков, присущих жанру художественного красноречия, присуще «Слову о полку Игореве». Именно этот принцип как основополагающий в своей концепции подчеркивает И. П. Еремин в ответе на возражения А. А. Назаревского: «Почему я считаю указанные мною художественные Особенности „Слова о полку Игореве“ признаками его ораторской природы? Только потому, что в такой комбинации, в таком сочетании, в аналогичном идейно-художественном контексте они действительно встречаются только в памятниках старинного художественного красноречия, древнерусского в частности, и нигде больше не встречаются. Фактов, которые бы опровергали это наблюдение, мне пока никто не указал. И это, полагаю, дает мне право отстаивать с прежним „упорством“ то положение о жанровой природе „Слова о полку Игореве“, которое я впервые печатно сформулировал еще в 1944 году: пока не вижу достаточных оснований от него отказываться»6.

Необходимо отметить, что Игорь Петрович здесь же подчеркивает свое недоумение тем, что, по мнению его критика, его гипотеза о жанровой природе «Слова о полку Игореве» обедняет «Слово» «и в его идейном значении и в значении художественном». «Для меня, — пишет он, — является загадкой, как вообще жанр может определять художественную и идейную ценность произведения...

В рамках того или иного жанра могут быть написаны произведения плохие и хорошие, рядовые и гениальные. Ценность произведения определяет не жанр, а талант художника»7.

Гипотеза И. П. Еремина о жанровой природе «Слова о полку Игореве» основана на скрупулезном анализе идейного и художественного содержания произведения, его формальных особенностей. В этом отношении его научная разработка поставленной задачи может служить образцом методики научного исследования филологической проблемы.

Теперь уже никто из исследователей, обращающихся к рассмотрению вопросов художественной структуры «Слова о полку Игореве», не может пройти мимо трех перечисленных выше его работ о жанре «Слова». В этих небольших, но насыщенных свежими мыслями, новыми идеями статьях Игоря Петровича очень много принципиально важных и ценных наблюдений над поэтикой памятника. И в этом отношении данные статьи И. П. Еремина имеют значение гораздо более широких и глубоких исследований по «Слову о полку Игореве», чем исследования только по проблеме жанра произведения.

И. П. Еремин останавливается на вопросах композиции «Слова», особенностях изображения в нем героев, на проблеме соотношения текста «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством, на стилистическом строе произведения, много внимания уделяется им проблеме личности автора и соотношения образа автора с текстом произведения.

Центральная часть «Слова» — «повесть» об Игоре, отличается не только от летописного повествования, но и от нашего понимания термина «повесть». Задача автора «Слова» заключалась не в том, чтобы рассказать об обстоятельствах похода Игоря, а в том только, чтобы напомнить читателям и слушателям о них и в связи с ними обратить внимание на те ассоциации с событиями прошлого, которые возникали у автора и должны были, следовательно, заинтересовать и читателя. Эта черта «Слова» объясняется его публицистичностью, злободневностью, что обусловило и присущее «Слову» соотношение образа автора с текстом его произведения. Автор «Слова о полку Игореве», — пишет И. П. Еремин, — «заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения. В „Слове о полку Игореве“ нет и следа характерного для летописи внешнего „объективизма“ в изложении событий, в летописном рассказе закономерного, ибо иначе рассказ этот утратил бы именно то, чем летописец не мог не дорожить прежде всего, — свою документальность. Приглушенному, только в отдельных случаях прорывающемуся прямо голосу „автора“ в летописи в „Слове“ противостоит ничем не сдерживаемая, часто прямая, в полный голос сказанная речь автора, непосредственно обращенная к читателю. Проявляется она в „Слове“ многообразно, часто даже там, где читатель мог бы ее и не встретить, — в чисто повествовательных эпизодах „Слова“»8.


1 Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та, 1944 (на обложке 1945 г.), № 72. Сер. филол. наук, вып. 9, с. 3—18. Под названием «Жанровая природа „Слова о полку Игореве“» издано в кн.: Еремин И. П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1966, с. 144—163.
2 Слово о полку Игореве: Сборник исследований и статей / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 93—129.
3 ТОДРЛ, М.; Л., 1956, т. 12, с. 28—34.
4 Назаревский А. А. О жанровой природе «Слова о полку Игореве». — Наукові записки Київ. держ. ун-ту, 1955, т. 14, вып. 1 (Філологічний збірник, № 7), с. 113—114.
5 Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978, с. 59.
6 Еремин И. П. К вопросу о жанровой природе «Слова о полку Игореве», с. 32.
7 Еремин И. П. К вопросу о жанровой природе «Слова о полку Игореве», с. 32.
8 Еремин И. П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Киевской Руси, с. 111.

1-2-3

Предыдущая глава




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".