Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Искусство Киевской Руси на рубеже XII—XIII вв.


1-2-3-4-5

В.Г. Пуцко

Эти страницы посвящены художественной культуре Киева и связанных с ним русских земель времени около 1200 г. — периода, ознаменованного созданием «Слова о полку Игореве». Эпоху Киевской Руси в истории искусства принято ограничивать X — началом XII в., оставляя за ее хронологическими пределами этап возникновения политически независимых княжеств. Но, как известно, Киев и в это время не утрачивает значения культурного центра, оказывающего воздействие на искусство политически обособившихся русских земель. Поэтому нам представляется правомерным говорить об искусстве Киевской Руси рубежа XII—XIII вв. и трактовать его в соответствии с данными памятников, систематизацию которых еще нельзя считать законченной.

Когда заходит речь об искусстве древнего Киева, неизменно вспоминаются величественные сооружения XI в. с их роскошным пластическим и живописным декором, несущим отблески достижений Константинополя. «Русские мастера в роли византийских учеников» — этот штамп настолько въелся жирным пятном в страницы истории, что нередко бросается в глаза прежде, чем успеешь вчитаться в ровные деловые строки повествования. Но действительно ли Киевская Русь жила только тем, что ей милостиво жаловала Византия? Для того чтобы согласиться с возможностью такого явления, надо признать существование на Руси целых колоний греческих художников и ремесленников, усиленно насаждавших свое творчество. Для субсидирования их деятельности, однако, потребовались бы средства, во много раз превосходящие отпущенные Петром I на содержание иностранных специалистов. Изучение конкретного материала между тем показывает, что тезис о византийском засилье — не более чем миф. Произведения византийского художественного импорта на Руси слишком малочисленны. Если еще учесть, что активность в общем процессе развития искусства определяла творчество прежде всего местных мастеров, то роль заезжих византийцев окажется не такой уже всеобъемлющей, как до наших дней принято ее представлять на Западе.

Период становления искусства Киевской Руси оказался очень коротким. Ранний расцвет в значительной мере был предопределен результатами активного усвоения художественного опыта Византии, сыгравшего здесь весьма положительную роль. Киевские мастера, насколько можно судить по их произведениям, достаточно трезво оценивали свои силы и возможности. Это обстоятельство способно объяснить, почему именно для выполнения наиболее сложных росписей (особенно мозаических) в XI в. приглашали греков, комплектовавших на месте смешанные византийско-русские артели1. Такое сотрудничество, однако, не являлось нормой, особенно в период, когда были сформированы национальные кадры. К сожалению, искусство Киева XII в. изучено не так основательно, как следовало бы ожидать, особенно с учетом новых материалов2. Поэтому трудно объективно охарактеризовать происшедшие перемены и дать им справедливую оценку. Тем не менее можно утверждать, что в эту мятежную пору феодальной раздробленности и был подготовлен тот расцвет, который на рубеже XII—XIII вв. явился триумфом культуры домонгольской Руси.

Развитию строительства в Киевской земле во второй половине XII в. политическая ситуация никак не благоприятствовала3. Начавшийся с 1167 г. половецкий натиск вызвал необходимость в упрочении власти великих князей, которыми, согласно достигнутому соглашению, становятся главы враждующих династий — Святослав Всеволодович Черниговский и Рюрик Ростиславич Смоленский. Период их совместного правления (1181—1194) оказывается временем относительного спокойствия в Русской земле. С именами названных князей связаны наиболее крупные постройки этой поры. Собственно Киевское княжество теперь являлось лишь одним из пятнадцати самостоятельных русских княжеств, владения которого не простирались за пределы Среднего Приднепровья. По смерти Святослава в 1194 г. наступает единовластное правление Рюрика, продолжающееся до 1203 г., когда киевляне предпочли ему Романа Мстиславича Волынского. В ответ Рюрик Ростиславич в союзе с Ольговичами и половцами учинил разгром Киева, и снова обострилась борьба за столицу Древнерусского государства между княжескими династиями.

В Черниговской земле Ольговичи создают по существу свое феодальное государство с вассальными удельными княжествами, укрепляют свои города и содействуют их росту. Переяславская земля постоянно подвергалась набегам степняков, что не могло не отразиться на развитии каменного строительства. Анализ летописных сведений показал, что количественный рост городов в Приднепровье с середины XII в. резко увеличивается, достигая максимума на рубеже XII—XIII вв. Всего упомянуто в летописях 133 города в Приднепровской Руси, что составляло более половины всех русских городов4. Новые города были невелики по размерам; рост старых городов, являвшихся столицами земель, осуществлялся за счет расширения торговых и ремесленных посадов или предместий (в Киеве особенно выделялись Подол и Копырев конец). На подступах к столице находились такие мощные крепости, как Белгород, Юрьев, Вышгород и Торческ. Судя по обнаруженным археологами многочисленным ремесленным мастерским, деятельность которых оказалась прервана монголо-татарским нашествием, ремесло на рубеже XII—XIII вв. переживало эпоху расцвета. Об этом говорят находки сложнейших видов ремесленного производства не только в Киеве, но и в окраинных городах5. Киевская Русь была охвачена тем общим культурным подъемом, который определяет выделение многочисленных местных художественных центров на романском Западе. Строительство велось артелями, объединявшими ремесленников различных специальностей, работавших под руководством профессиональных зодчих.


1 Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI—XV вв. М., 1973, с. 11—19.
2 См.: Новое в археологии Киева. Киев, 1981.
3 Рыбаков Б. А. Русь в эпоху «Слова о полку Игореве». — В кн.: История СССР: С древнейших времен до наших дней. М., 1966, т. 1, с. 573—639.
4 Асеев Ю. С. Зодчество Приднепровской Руси конца XII — первой половины XIII веков: Автореф. дис. ... докт. архитектуры. М., 1971, с. 8—9.
5 Подробнее см.: Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948, с. 203—522; Никольская Т. Н. Земля вятичей. М., 1981.

1-2-3-4-5

Предыдущая глава




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".