Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 10


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

орьтъмами. «Орьтъма» — покрышка, попона, покрывало. «Орьтъма» — слово тюркского происхождения.

япончицами — накидками, плащами.

кожухы. Кожух — верхняя одежда, подбитая мехом (иногда дорогим) и крытая дорогими тканями (оксамитом, оловиром и др., иногда шитыми сухим золотом).

узорочьи половeцкыми. «Узорочье», по разъяснению И. Срезневского (Материалы для Словаря древне-русского языка, т. III. СПб., 1912, стр. 1171), — «драгоценные вещи или ткани с литыми, резными, ткаными или шитыми узорами; вообще драгоценные вещи».

чрьлена чолка — бунчук (конский хвост на древке, как знак власти; волос красился черленью в красный цвет).

стружие — повидимому, древко копья.

Ольгово хороброе гнeздо. Здесь имеются в виду князья — участники похода Игоря, все — потомки Олега Святославича («Гориславича»). "«Гнездо» в смысле выводок, семья, пять раз упомянутое в Слове, относится к охотничьим терминам. Еще в наше время его употребляют, когда говорят «гнездо» волков. В обыденной речи значение этого термина сузилось и свелось к понятию о птичьем гнезде или логове зверя. Но в художественной литературе есть такое же метафорическое применение, как в «Слове»: «птенцы гнезда Петрова»" (Н. В. Шарлемань. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве». Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1949, стр. 123).

Далече залетeло. Войско Игоря зашло далеко в глубь степи (см. стр. 467 и сл.).

К стр. 14

Гзакъ ... Кончакъ — половецкие ханы. Особенно энергичным противником русских постоянно выступал хан Кончак Отрокович, неоднократно ходивший на Русь походами.

Гзакъ бежитъ сeрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слeдъ править къ Дону великому. В первой схватке войска Игоря не встретили главных сил половцев. Главные силы под предводительством Гзы и Кончака подоспели только на следующий день. Кончак выступает главным предводителем половцев: он, «правит след» Гзе — Гза бежит к Дону по следу войска Кончака. Как и перед первой битвой, половцы двигаются, следовательно, к Дону навстречу Игорю, а не бегут от него.

чръныя тучя съ моря идутъ. Надвигающиеся тучи служат обычным в народной поэзии символом наступающего врага:

А не силная туча затучилася,
А не силнии громы грянули:
Куда едет собака крымской царь,
А ко силнему царству Московскому.

(П. К. Симони. Великорусские песни,
записанные в 1619—1620 гг.
для Ричарда Джемса. СПб., 1907, стр. 12).

В дальнейшем картина наступающей грозы сливается в «Слове о полку Игореве» с описанием надвигающегося половецкого войска.

хотятъ прикрыти 4 солнца. Как мы знаем из летописи, в походе Игоря, кроме Игоря и его брата Всеволода, участвовали: Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря и Всеволода) и Владимир (сын Игоря). Однако в дальнейшем бояре говорят Святославу Киевскому: «два солнца помeркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мeсяца, Олегъ и Святъславъ». Святослав — это, конечно, Святослав Ольгович Рыльский; Олег же — младший сын Игоря, который, очевидно, также принимал участие в походе. Почему не назван Владимир? — Об этом см. ниже, стр. 428.

Итти дождю стрeлами. В летописи нередко говорится о том, что стрелы или камни при осадах летели с городских стен, как дождь. Этим выражением определялось массированное применение стрел и камней. Ср. «идяху стрелы акы дождь» (Лаврентьевская летопись под 1097 г.); «идущу же камение со забрал, яко дожду силну» (Ипатьевская летопись под 1229 г.); «мечющим же пращем и стрелам, яко дожду идущу на град их» (там же под 1245 г.); «яко дождь камение метаху на ны» (там же под 1249 г.), и т. д. По поводу массированного применения стрел во время осад А. В. Арциховский пишет: «От подобных осад и остались стрелы, изобилующие... в культурном слое некоторых русских городов» (А. В. Арциховский. Русское оружие X—XIII вв. Доклады и сообщения Исторического факультета Московского университета, вып. 4, М., 1946, стр. 13). В данном случае речь идет о массовом применении стрел в разгаре боя или в его начале. «Стрелы были у всех народов оружием, с которого чаще всего начинался бой. Это относится и к древней Руси. Характерны такие выражения: «ни по стреле пустивше тогда побегоша», «толко по стреле стреливше побегоша», «и не дошедше до них стрелиша по стреле», «они же постоявше мало, пустиша по стреле в наши»" (там же). Слова «итти дождю стрелами» превращают обычное выражение в поэтический образ. Этот образ входит здесь как часть в развернутое сравнение битвы с грозой.

Ту ся копиемъ приламати. Копье в древней Руси было оружием первой стычки с врагом. Оно часто ломалось. Ср. в житии Александра Невского: «и ту бе видети лом копейный», «и бысть ту сеча зла немцам и чюди, и труск от копей ломления и звук от мечного сечения» (Софийская первая летопись под 1240 г.). См. о копье выше, стр. 382.

Стрибожи внуци, вeютъ съ моря стрeлами на храбрыя плъкы Игоревы. Противный ветер способен отклонить и замедлить полет стрелы. Половцы имели преимущество — попутный ветер со стороны моря (ср. также выше: «чръныя тучя съ моря идутъ» — здесь реальный и символический пейзаж совпадают). Вот почему в дальнейшем Ярославна упрекает ветер: «О, вeтрe, вeтрило! Чему, господине, насильно (т. е. напротив, вопреки) вeеши? Чему мычеши хиновьскыя стрeлкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?». Битва обычно начиналась издали перестрелкою стрелков, двигавшихся часто впереди строя.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".