Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

 

Комментарии, разъясняющие слова и фразы в "Слове о полку Игоревом". Страница 25


1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

стрeляеши съ отня злата стола салътани за землями. Галичане, возможно, принимали участие в третьем крестовом походе против турок салтана Саладина (догадка Д. Дубенского).

Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславича! Автор «Слова» призывает Ярослава Осмомысла «стрелять» в Кончака. Рюрику и Давыду Ростиславичам автор «Слова» предлагает не «стрелять» в Кончака, а «вступить» «въ злата стремень», т. е. самим лично выступить в поход. Возможно, что это различие объясняется тем, что Ярославу Осмомыслу автор «Слова» предлагал не самому выступить в поход («вступить въ злата стремень»), а только послать войска (ср. выше о Всеволоде Юрьевиче Суздальском: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрeляти, удалыми сыны Глeбовы»). Действительно, как известно из летописи, Ярослав Осмомысл не сопровождал сам свои войска в походах. В его некрологической характеристике о нем сказано: «бе же князь мудр и речен языком, и богобоин, и честен в землях, и славен полкы: где бо бяшеть ему обида, сам не ходяшеть полкы своими, — [но посылашеть я? с вое] водами, бе бо ростроил [устроил] землю свою» (Ипатьевская летопись под 1187 г.). В соответствии с этой характеристикой Ярослава, в «Слове» сказано выше, что он, сидя на своем златокованном престоле, подпер горы венгерские своими железными полками, заступил королю путь, затворил ворота от Дуная и т. д. Он также «стрелял» салтанов за землями, что можно расшифровать только, как посылку войск в помощь крестоносцам против салтана Саладина (см. выше). Итак, призыв «стрелять» в Кончака означает призыв послать против него свои войска. Автор «Слова» обращается с реальными предложениями. Его призыв реальный, учитывающий конкретные возможности каждого князя, а не отвлеченно-поэтический.

А ты, буй Романе. Буй Роман — Роман Мстиславич Волынский и Галицкий. Это ясно из перечисления его побед над литвой, ятвягами, деремелой и половцами. Из Романов, современников автора «Слова», только Роман Мстиславич Волынский ходил на все эти народы. Именно для его войска было характерно и латинское вооружение («суть бо у ваю желeзныи паробци подъ шеломы латиньскыми»). Роман был деятельный, предприимчивый, отважный и неутомимый князь, хозяин и устроитель своих владений. Упорной борьбой он добивается соединения своего наследственного Владимиро-Волынского княжества с богатым соседним княжеством Галичским. Он пренебрегает Киевом, обращая, в конце концов, Киев в окраинный форпост своих сильных галицко-волынских владений. Твердой рукой сдерживает он распад юго-западной Руси и направляет свои главные удары против могучего галичского боярства. «Не передавивши пчел, меду не есть», — говорил он о боярах и уничтожал одних из них в открытой борьбе, других — хитростью, не стесняясь прибегать к обману. Он наводил ужас на окрестные народы: половцев, литву, ятвягов и поляков. Его именем, говорилось в народе, половцы пугали своих детей.

Летопись пишет о нем, что он устремлялся на поганых как лев, сердит был как рысь, губил их как крокодил, проходил через землю их как орел, храбр же был как тур (Ипатьевская летопись под 1201 г.). Только один Владимир Мономах мог сравниться с ним в победах над половцами. Первый же поход Романа на половцев, по словам византийского историка Никиты Хониата, заставил их спешно покинуть пределы Византии, где они угрожали самому Константинополю. Завоевывая окрестные земли, он переустраивал их хозяйственную жизнь. Он заставил побежденных литовцев расчищать леса под пашни, корчевать лес и заниматься земледелием. Литовцы много лет спустя говорили о нем: «Роман, Роман, худым живешь, Литвою орешь». Имя Романа было хорошо известно во всех европейских странах Его послов видели в Константинополе. Его богатые пожертвования попали даже в саксонский монастырь св. Петра в Эрфурте, где находился крупный центр международной торговли. Он приютил у себя византийского императора Алексея III Ангела после изгнания его крестоносцами из Константинополя. Западноевропейские источники постоянно называют его «королем Руси». Русские летописи называют его «самодержцем всея Руси» и «царем». Папа Иннокентий III предлагал ему королевскую корону под условием признания его власти, но Роман отверг его предложение. Роман погиб при походе в Польшу 19 июля 1205 г. Польские историки приписывали ему намерение завоевать Люблинские земли. О его смерти так записано во французской хронике XIII в.: «Король Руси, по имени Роман, выйдя за пределы своих границ и желая пройти через Польшу в Саксонию... по воле божьей убит двумя братьями, князьями польскими, Лешком и Конрадом, на реке Висле». Польский хронист XV в. Длугош говорит, что Лешко и Конрад в благодарность за победу над Романом посвятили алтарь в краковском соборе святому Гервазию и Протасию, в день памяти которых был убит Роман. Таково было впечатление от смерти этого неукротимого и могучего князя.

и Мстиславе. Кто такой этот Мстислав, по всему судя, близкий к Роману, деливший с ним победы, — не ясно. У Романа не было родного брата с таким именем, но был двоюродный брат — Мстислав Ярославич Пересопницкий. Возможно, однако же, что здесь имеется в виду Мстислав Всеволодович Городенский — участник походов на половцев и, как князь пограничной западной области, постоянный противник Литвы, Ятвягов, Деремелы (А. В. Соловьев. Политический кругозор автора Слова о полку Игореве. Исторические записки, № 25, 1948, стр. 80—81).

К стр. 23

яко соколъ на вeтрехъ ширяяся. «Крупные хищные птицы могут «ширяться», т. е. парить преимущественно тогда, когда есть течение ветра... Термин «ширяться» сохранился в украинском языке, как единственное слово для обозначения парения» (Н. В. Шарлемань. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве. Труды Отдела древнерусской литературы, VI, М. — Л., 1949, стр. 112).

желeзныи паробци. Поправка «паропци» или «паробци» вм. «папорзи» в издании 1800 г. и в Екатерининской копии предложена А. С. Орловым («Слово о полку Игореве». М. — Л., 1946, стр. 126—127). Другие комментаторы предполагали, что не дошедшее в других письменных источниках слово «папорзи» означает наперсную броню, но в таком случае не ясно, почему «теми тресну земля».

хинова — см. выше, стр. 428—429.

ятвязи. Ятвяги — одно из литовских племен.

деремела. До сих пор, кто такая «деремела», оставалось совершенно неясным. Как утверждает в своем недавнем исследовании А. В. Соловьев, деремела — вероятно, ятвяжская область и ятвяжское племя Dernen, Dermne, упоминаемое в прусских источниках XIII в. (Деремела в «Слове о полку Игореве». Исторические записки, № 25, М. — Л., 1948, стр. 100—103).

и половци сулици своя повръгоша. Сулици упоминаются в «Слове» вторично ниже, но на этот раз не как оружие половецкое, а как оружие польское: «Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи ... кое ваши златыи шеломы и сулицы ляцкыи ...». «Сулица, — пишет А. В. Арциховский, — в противоположность копью, рогатине и оскепу, была оружием метательным» (Русское оружие X—XIII вв. Доклады и сообщения Исторического факультета Московского университета, вып. 4, М., 1946, стр. 13). Ср. в Синодальном списке Новгородской первой летописи под 1204 г.: «и бьяхуть с высоких скал на граде грекы и вярягы камением и стрелами и сулицами».

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".