Стилистический и лексический комментарий к «Слову о полку Игореве». Страница 9
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51
В Хронике Амартола, например, перечисляются разные необычные явления: «Звезда явися велиа на западнеи стране светла», и вот «бышя по всему миру народовластие и убийство много»; «звезды падають и за мало пакы солнце без лучя светяше яко луна, — крамоли же и недузи и умертвие человеком болшею не престаяху» (стр. 421). В день, когда было «солнцу исчезновение» так, что среди дня «и звездам явитися», византийские войска царя Константина «побеждени бышя и иссечени, едва убо сам убежа» (стр. 528). Русские летописи, внимательно фиксируя все затмения, кометы, землетрясения, особо сильные грозы, наводнения и т. д., нередко представляют их как «знамения», за которыми следовали народные бедствия. Приведу примеры: Лавр. лет. под 1065 г. сообщает: «Бысть знаменье на западе, звезда превелика, луче имущи акы кровавы... се же проявляше не на добро: посемь бо быша усобице многы и нашествие поганых на Русьскую землю, си бо звезда бе акы кровава, проявляющи крови пролитье». Отметив, что в том же году «солнце пременися и не бысть светло, но акы месяць бысть», летописец предупреждает: «Бывають сица знаменья не на добро», и в доказательство приводит примеры из истории Византии, подтверждающие, какие разнообразные бедствия следовали за таким знамением «не на добро». Под 1102 г. летописец отметил разные «знаменья на небеси» и сообщил, что люди молились «со слезами, дабы бог обратил знаменья си на добро», и дальше идет рассказ о победе русских над половцами. В 1113 г., когда «остася солнца мало, аки месяца долов рогома» (Ипат. лет.), это «знаменье в солнце проявляше Святополчю смерть». Таких примеров во всех летописях XII—XIII вв. немало, и восприятие Игорем и его дружиной солнечного затмения «не на добро» в рассказе Ипат. лет. на фоне подобных рассказов вполне закономерно для того времени. В изображении автора «Слова», хорошо знающего, что солнечное затмение — это недоброе предвестие, жажда воинского подвига пересиливает у князя власть этого предвестия.
И рече Игорь къ дружине своеи: Братие и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. — Обращение Братие и дружино в Лавр. лет. встречаем под 971 г., где Святослав перед битвой с печенегами обращается с речью к дружине: «...уже нам сде пасти, потягнем мужьскы, братья и дружино». В Ипат. лет. в рассказе о походе Игоря его речь при виде солнечного затмения содержит то же обращение: «И рече бояром своим и дружине своей: „Братья и дружино“», хотя самое содержание речи резко отличается от аналогичного эпизода «Слова». В Ипат. лет. обращение «Братья и дружино» в княжеских речах находим также под 1152 и 1254 гг. Смерть на поле битвы лучше плена или бегства от врага — таков смысл речи в Лавр. лет. под 1150 г.: «Луче, братья, измрем сде, нежели сором възмем на ся»; в Новг. I лет. под 1204 г.: «Луче ны есть умрети у Царяграда, нежели с срамомь отити». В различных вариантах мысль о предпочтении смерти — плену повторяется часто в русском переводе «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия: «Лепле смьрть славну взяти, негли жити пленени» (стр. 335); «славну смьрть луче живота мнять» (стр. 255); «луче пострадати, бьющеся с ним, негли повинутися и поработитися ему» (стр. 341); «изволиша, славно что сътворивше, умрети, негли жити с покорением» (стр. 452); «изволивше умрети, негли жити под иноплеменникы» (стр. 460). В этих примерах конструкции «Слова» «луце ... неже» соответствует «луче... нежели» или «луче... негли». — Потяту быти в значении «быть убитым» аналогично тексту Ипат. лет. под 1172 г.: «Бысть сеча зла и потяша и стяговника нашего»; «потят будеши серпом небесным» (Флавий, стр. 258). Русская форма полонену широко применяется в русской и в переводной литературе с IX в., например в Ипат. лет. под 1178 г.: «Христьяны полонены от поганых». Сама конструкция данного предложения — сочетание глагола быти с дат. пад. широко применяется в памятниках с XI в. Например, в Изборнике Святослава 1076 г. в «слове како подобаеть человеку быти» (лл. 101 об. — 106) читаем: «...соромяживу быти... Послушьливу быти... к всем съмерену быти... говеину быти... Осужену быти, неже осудити... не быти дьржиму похотью... Нъ паче похулену быти, неже хулити, обидиму быти, а не обидети». В учительной литературе это сочетание находим и в конструкции «уне ... неже»: «Уне ти есть быти въполы суху, неже вьсему» (там же, л. 192 об.).
а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони. — Всеволод обращается к Игорю: «Седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска напереди. — В обеих речах множ. ч. бръзыи комони показывает, что это приглашение имеет в виду отправление в поход «храбрых полков» Игоревых. Именно поэтому автор употребил то выражение — «въсести на конь», которое в летописном языке XII—XIII вв. всегда обозначало отправление в поход дружины, причем иногда применялось единств. ч. «на конь», хотя речь шла о войске: «А сам Изяслав вседе на конь на Святослав(а), к Новугороду иде» (Ипат. лет., 1146 г.). Но применялось и множ. ч.: «Въсести на коне на воину» (Новг. I лет., 1230 г.: Д. С. Лихачев. Устные истоки, стр. 77). — Эпитет коня «бръзый» известен с XI в.: «борзы кони» (Амартол, стр. 456), в летописи: «два коня борза», «конь свой борзый сивый» (Ипат. лет., 1160, 1213 гг.). — Комони — см. выше, стр. 62.
да позримъ синего Дону. — Срезневский отмечает лишь примеры, где глагол «позьрети» сочетается с дополнением с помощью предлогов «на» или «по» (II, 1094). Глагол «зьрети» имеет иногда и беспредложное дополнение: в Остром. ев. находим «зри толкования сего», но есть и «зьриши на лице», «зьрящи на нь» и т. д. (Срезневский, I, 1012). У Кирилла Туровского находим «зрящи... умьрщвения»; в Лавр. лет., под 1237 г. — «зряще Володимера». Таким образом, родит. пад. без предлога в «Слове» повторяет известный в XII в. тип сочетания с глаголом «зьрети». Самое определение цели похода в этой речи Игоря и в продолжении ее, как и в авторском пояснении к ней, — позримъ синего Дону... искусити Дону Великаго... испити шеломомь Дону, — связано с летописным приемом определения «страны по протекающей в ней реке» и вместе с тем с летописным же «символом победы над тою или иною страною». Д. С. Лихачев приводит из летописи XII—XIII вв. ряд примеров такого употребления названия реки: «Поча воевати Волгу» (Лавр. лет., 1182 г.), «повоевать Сулу», Владимир Мономах «пил золотом шоломом Дон» (Ипат. лет., 1201 г.), «а я поил есмь коне Тьхверью а еще Волховомь напою» (Новг. I лет., 1224 г.; другие примеры см.: Д. С. Лихачев. Устные истоки, стр. 89—91).
спала князю умь похоти. — А. И. Соболевский предложил поправку «въспала» — «вспыхнула» (ИОРЯС, 1916, т. XXI, кн. 2, стр. 213), как в примере из Пролога, приведенном Срезневским (I, 412): «Мала болезнь воспалит тя». Но и без этой поправки глагол в «Слове» явно связан с корнем «пал», а не «пад» (спасти) — «похоть спалила князю ум». Сочетание глагола с беспредложным дательным именем в аналогичных выражениях: «Опали ему нозе» (житие Бориса и Глеба Нестора), «печалну мужу засышут кости» (Моление Даниила Заточника: Срезневский, I, 951). — слово «похоть» в языке XI—XII вв. употреблялось и для обозначения сильного желания, связанного с войной: «Похоть имеяшеть Еладою обладати» (Александрия, стр. 65); «похотию ратною оскудеаху» (Флавий, стр. 202).
жалость ему знамение заступи — глагол заступи употреблен не в конкретном, а в переносном значении, ср.: «Милость твоя и истина твоя выну заступиста мя» (Амфилохий, I, стр. 263). Ниже в выражении заступивъ Королеви путь тот же глагол взят в его конкретном значении, как в летописном — «се печенизи заступиша пороги» (Лавр. лет., 971 г.), или у Иосифа Флавия — «заступи им вся пути» (стр. 356). — жалость — с XI в.: «жалость дому твоего сънесть мя» в старшем тексте Псалтыри; в поздних списках вместо «жалость» — «зависть» (цит. по кн.: Перетц. К изучению, стр. 58); в летописи: «Великий бог вложил жалость велику у Половце, и страх нападе на ня и трепет от лица русьскых вои» (Ипат. лет., 1103 г.).
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51